Сергей Варшавчик
4 октября исполняется 120 лет со дня рождения Рихарда Зорге, одного из самых выдающихся советских разведчиков, Героя Советского Союза, удостоенного этой награды посмертно.
Полунемец, полурусский
Он родился в Российской империи, в пригороде Баку, где в то время работал его отец, Густав Вильгельм Рихард Зорге, специалист по добывающей нефтепромысловой технике. Немецкий инженер, у которого умерла супруга, женился во второй раз. Его избранницей стала Нина Семеновна Кобелева, чей отец трудился рабочим на железной дороге, а мать работала на фабрике. В браке у них родилось несколько детей, одним из которых и стал будущий знаменитый разведчик.
С одной стороны, Зорге-старший пытался прививать своим сыновьям националистические и имперские взгляды. С другой, Зорге-младший, как и его братья, помнили о том, что в их роду было много революционеров. Например, двоюродный дед, Фридрих Адольф Зорге, был одним из руководителей Первого интернационала и секретарем Карла Маркса.
На фронтах Первой мировой
Тем не менее, когда началась Первая мировая война, юный Рихард, охваченный патриотическими чувствами, бросил реальное училище и добровольцем вступил в армию. Попав в артиллерию, участвовал во многих боях на Западном, а потом и на Восточном фронте. Был произведен в унтер-офицеры, награжден за доблесть Железным крестом II степени, многократно ранен.
Последнее ранение в апреле 1917-го было особенно тяжелым — в руку и ноги. Три дня в бессознательном состоянии молодой солдат провисел на колючей проволоке, после чего попал на операционный стол. В результате ранения одна нога стала короче, что привело к инвалидности и увольнению с военной службы. Всю жизнь потом Зорге прихрамывал.
По его собственному признанию, жуткие картины, увиденные на войне, оказали на него глубокое впечатление, толкнув в ряды коммунистов. Во время Ноябрьской революции 1918 года Рихард был активным ее участником. Именно в это время он пробует себя и на стезе журналистики. Параллельно получил ученую степень доктора (по экономике) в университете Гамбурга.
На службе в Коминтерне
После запрета Компартии Германии в 1924 году Зорге приехал в Москву, где вскоре получил гражданство Советской России, вступил в ряды ВКП(б) и стал работать в аппарате Коминтерна.
Наряду с военной и политической разведкой в СССР существовала и третья разведка (можно назвать ее коммунистической) которая осуществлялась силами III Интернационала, международной организации, объединявшей компартии разных стран в 1919-1943 гг. Именно здесь будущий Герой Советского Союза попробовал себя на новой стезе.
Но после первых загранкомандировок молодой и энергичный сотрудник внес ряд предложений, которые не понравились его руководителям. По данным писателя Владимира Чунихина, Зорге, в частности, предложил отказаться от практики встреч коминтерновских разведчиков с ценными агентами, которые не являются коммунистами, чтобы не навлечь на них подозрение вражеской контрразведки.
Псевдоним Рамзай
В итоге осенью 1929 года активного немца "сплавили" в военную разведку — мол, если ты такой инициативный, то тебе и карты в руки. Тогда Разведуправление Красной армии именовалось IV управлением Штаба РККА и возглавлял ее Ян Берзин, который куда более радушно встретил Зорге. На новой службе поменялся и географический вектор интересов Рихарда.
В тот момент военную разведку интересовала не столько Европа, сколько Китай, с которым у Советского Союза летом — осенью 1929-го произошел вооруженный конфликт на Китайско-Восточной железной дороге. Об этой стране в СССР знали очень мало, и потому все свежие кадры направлялись именно туда. Не стал исключением и Зорге, человек, знавший, помимо немецкого и русского, английский, китайский и японский языки.
Назначение отвечало его характеру — независимый, острый аналитический ум нуждался в самостоятельной работе, вдали от начальства. Он получил агентурный псевдоним Рамзай, перекликающийся с его инициалами — Р.З., — и с 1930 года обосновался в Шанхае под видом немецкого журналиста. При этом Зорге был действительно блестящим газетчиком, чьи корреспонденции с удовольствием печатали многие немецкие издания.
Влиятельный журналист
Наблюдательность и постоянные поездки по стране позволили ему за короткий срок стать признанным специалистом по Китаю. Впоследствии та же картина повторилась и в Японии. В Китае Зорге познакомился с человеком, который впоследствии добыл ему самые важные сведения с японским журналистом Хоцуми Одзаки. Они обнаружили сходство политических взглядов и подружились на всю жизнь.
В 1931 году японцы вторглись в Маньчжурию. Разведчику и его руководителям стало очевидно, что императорская армия станет в ближайшем будущем главным противником СССР на Дальнем Востоке. Значит, нужно менять страну пребывания. Формальным поводом для этого стало опасение провала резидента из-за попытки освободить из-под ареста двух арестованных коминтерновцев.
В 1933 году Зорге прибыл в Японию в качестве представителя ряда довольно влиятельных газет, в частности "Франкфуртер цайтунг". Перед этим он посетил Третий рейх, получив новый заграничный паспорт на свое имя, и США, где добыл рекомендательное письмо для Министерства иностранных дел Японии.
Загадка для контрразведчиков
Это было еще одно очень важное знакомство. Профессиональный военный, Ойген не питал симпатий к Гитлеру и нацистам и будучи назначен в 1938 году послом в Японии, охотно пользовался услугами Зорге, который стал его негласным политическим советником и даже помогал писать ему аналитические отчеты в Берлин.
Хоцуми Одзаки к тому временем стал советником японского премьер-министра Фумимаро Коноэ и сообщал интереснейшую информацию о действиях японского кабинета. Шифр, который использовал радист Зорге Макс Клаузен, долгое время не поддавался расшифровке японскими дешифровальщиками. Они просто не могли подумать, что Рихард взял за основу статистические ежегодники Третьего рейха.
Маска и настоящее лицо
Для большинства немцев, живущих в Японии, Зорге носил маску высокомерного нациста, не чурающегося драк, кутежей и женщин. Он вступил в НСДАП и стал агентом абвера (военной разведки Третьего рейха) — разумеется, с санкции Москвы.
По словам самого Зорге, он "пользовался уважением среди других корреспондентов не только как известный немецкий журналист, но и как добрый товарищ, всегда готовый в случае необходимости протянуть руку помощи".
Несколько раз он был на грани провала. Например, в 1938 году, когда разбился на мотоцикле и его должны были доставить в госпиталь. Но перед этим Рамзай через знакомых, не знавших о его настоящей деятельности, дал знать Клаузену, и тот примчался, чтобы забрать секретные документы, которые были при себе у Зорге.
Приручение Японии
В период боев на озере Хасан и спустя год, во время советско-японской войны на Халхин-Голе, группа Зорге передала в Центр немало ценных сведений как о количестве японских соединений, так и о намерениях Токио. Это дало Красной армии громадное преимущество перед противником, заставив, в конце концов, японцев отказаться от попыток помериться силами с северным соседом.
Немалый вклад Зорге и Одзаки внесли и в подготовку к заключению шокировавшего Гитлера советско-японского договора о ненападении весной 1941 года.
Незадолго до этого в одном из своих донесений Рамзай сообщал в Москву, что задержка немецкого вторжения на Британские острова заставляет подозревать официальный Токио в существовании германо-британского сговора. И это обстоятельство может помешать японскому нападению на английские дальневосточные колониальные владения. Москва в свою очередь, тут же сыграла на германо-японских противоречиях.
Разгром блицкрига
Информировал Зорге руководство СССР и о намерениях фюрера, сообщая о том, что война между двумя странами неизбежна. Однако в этот раз немцы переиграли советскую разведку, осуществив комплекс дезинформационных мер. В частности, все военные атташе Германии в нейтральных странах получали информацию довольно противоречивую. В итоге Зорге не смог назвать точной даты начала нападения на СССР.
Куда более важным в стратегическом плане для СССР стало сообщение его группы осенью 1941 года о том, что Япония не намерена пока вступать войну с Советским Союзом, сосредотачивая основные усилия в южном направлении. То есть для удара по США. Это позволило руководству страны в критический момент битвы за Москву перебрасывать с Дальнего Востока и Сибири стрелковые дивизии, которые в конечном счете остановили немецкий блицкриг.
Кто вы, доктор?
Сам Зорге был арестован 18 октября 1941 года. В руки полиции попали и другие члены его группы. Из-за предательства Макса Клаузена на допросах японцам стало известно практически все о деятельности Рамзая (он же Инсон) и его людей. Следствие велось несколько лет, и 7 ноября 1944 года Зорге и Одзаки были казнены в токийской тюрьме "Сугамо".
Страна узнала о нем уже только во время "оттепели", когда тогдашний руководитель СССР Никита Хрущев увидел художественный фильм французского кинорежиссера Ива Чампли "Кто вы, доктор Зорге?"
Заинтересовавшись, Хрущев с удивлением узнал, что Зорге — не выдуманный персонаж, а реальный человек. Донесения в архивах Главного разведывательного управления Министерства обороны свидетельствовали, что это был блестящий разведчик. 5 ноября 1964 года Рихард Зорге был посмертно удостоен высшей награды страны, которой служил.