МОСКВА, 30 сен — РИА Новости. США должны перестать воспринимать Россию как врага, считает старший научный сотрудник Института Катона, эксперт по вопросам обороны и международной политики Тед Гэлен Карпентер.
С точки зрения аналитика, встреча президентов России и США на полях юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН закончилась неудачей. Атмосфера была ледяная, и оба лидера использовали свои речи для словесных нападок друг на друга.
Карпентер считает, что именно Обама в рамках этой встречи не воспользовался шансом наладить отношения с Россией.
По мнению Карпентера, недавние заявления американских властей, негативно отзывавшихся об увеличении российского присутствия в Сирии, говорят о том, что, похоже, любое проявление геополитического влияния России за ее пределами вызывает негодование у Вашингтона. Даже в том случае, когда это влияние может принести США косвенную пользу, добавляет эксперт.
Карпентер подчеркивает, что за ухудшение в отношениях между США и Россией ответственность несут обе стороны, однако большая часть вины лежит именно на Вашингтоне и его "неуклюжей" политике по отношению к Москве. Причем проблемы в этом плане начались задолго до ситуации с Крымом, отмечает аналитик.
В частности, Москву возмутило решение НАТО расшириться в 2004 году за счет Центральной и Восточной Европы. Российские политики считали — и у них были на то все основания — что альянс таким образом нарушил собственные обещания.
Всплеск напряженности за последние полтора года, инициированный США и Евросоюзом вследствие их поддержки переворота в Киеве, таким образом, не является чем-то внезапным и непредсказуемым, считает Карпентер. По его словам, это "кульминация тех тенденций", которые развивались в течение последних 20 лет.
Карпентер критикует западные элиты за то, что они воспринимают современную Россию как экспансионистскую державу, подобную СССР. С точки зрения аналитика, нынешняя РФ придерживается в основном "оборонительных" амбиций и ничего завоевывать не собирается.
Эксперт считает, что укрепление отношений с Москвой могло бы способствовать решению ряда серьезных международных проблем, в том числе в том, что касается борьбы с радикальными исламистами в Сирии, Ираке и других странах. Однако для этого США придется кардинально изменить свою политику, делает выводы Карпентер.