Захар Виноградов, РИА Новости
Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
На минувшей неделе власти Украины готовились к визиту президента Петра Порошенко в Нью-Йорк и его выступлению на Генеральной Ассамблее ООН. При этом Киев откровенно намекал, что Украина нуждается в поддержке Запада при решении ее экономических проблем.
Заявляя о поисках путей мирного урегулирования военного конфликта на востоке страны, Киев утвердил новую военную доктрину, продемонстрировал готовность к продолжению эскалации гражданского конфликта, блокировал Крым и укреплял связи с НАТО.
Чего на самом деле хочет президент Украины
Ближний Восток и поток беженцев в ЕС отодвинули "украинский вопрос" в повестке дня мирового сообщества на второй, а то и третий план.
Наряду с уже привычными словами о "предательской российской аннексии украинского Крыма и агрессии на Донбассе", где, по словам Порошенко, "тысячи людей были убиты", в речи президента Украины появилось и несколько новых тезисов.
Прежде всего это касается экологии и эпидемиологии. Так, по его словам, "химические составы в зоне конфликта в восточной части Украины и в прилегающих территориях", которые "представляют собой особую опасность", требуют особого внимания мирового сообщества.
Как говорит Порошенко, "есть ужасные угрозы потенциальных техногенных катастроф", связанных с конфликтом на востоке Украины.
Обращаясь к мировым лидерам, президент Украины заявил, "что для Организации Объединенных Наций настало время решить вопросы защиты окружающей среды в конфликтах", поэтому Украина в перспективе "представит конкретные идеи в этом направлении".
Тема защиты окружающей среды и борьбы с техногенными катастрофами в зоне конфликта возникла, на наш взгляд, вполне закономерно. Сегодня перед властью страны стоит вопрос: если наступит мир, что делать дальше. Где взять средства для восстановления разрушенного войной жилищно-коммунального хозяйства, производства, инфраструктуры, промышленности?
"После прекращения военной агрессии, установления мира и восстановления полного суверенитета Украины над Донбассом и Крымом будет крайне важно помочь миллионам людей вернуться к нормальной жизни, восстановить экономическую и социальную инфраструктуру на принципах устойчивого развития", — сказал в Нью-Йорке Порошенко.
Если отбросить привычные для украинской власти идеологемы про "агрессию" и "возврат Крыма", речь идет о том, что Украине нужно много денег. Поэтому, по словам президента, "Украина готова выполнить это непростое задание и призывает всех международных партнеров к сотрудничеству в этом направлении".
Ключевыми в этом тезисе являются слова "призывает партнеров к сотрудничеству", то есть Украина ищет инвесторов. А "вопросы защиты окружающей среды в конфликтах" в этом поиске могут выглядеть убедительным аргументом, поскольку Запад уделяет большое внимание теме экологии и готов выделять значительные средства на борьбу с техногенными катастрофами.
Когда беззаконие становится героизмом
В случае с продовольственной блокадой Крыма речь идет не столько о санкциях, сколько о политических намерениях.
Вице-премьер крымского правительства Руслан Бальбек уже отметил, что никакого вреда крымчанам эта акция не причинит: за последний год продовольственный рынок Крыма практически полностью переориентировался на поставки из остальной части России. "Поэтому продовольственная блокада — это борьба с ветряными мельницами", — сказал Бальбек.
По мнению экспертов, лидерам "меджлиса" и украинским радикалам выгодно обострение ситуации, в противном случае они окажутся не у дел.
"Часть крымско-татарской общины в виде их лидеров и радикально-националистических сил хотят конфликта, потому что они не видят себя вне конфликта. (…) Но мы не можем давать крымским татарам возможность сорвать минский процесс", — заявил в эфире канала "112" экс-глава информационного департамента МИД Украины Олег Волошин.
"Для жителей Крыма это принесет подорожание товаров на полках, но не добавит толерантного отношения к Украине", — отметил в эфире украинской радиостанции "Голос Столицы" эксперт по вопросам экономики Всеволод Степанюк. По его словам, "акцию блокады Крыма можно рассматривать как антиукраинскую, такую, которая будет способствовать еще большему отделению Крыма от Украины".
Между тем блокаду Крыма, наряду с МВД и погранвойсками, осуществляют бойцы "Правого сектора" (экстремистская организация, деятельность которой запрещена на территории РФ). Это та самая политическая вооруженная организация, с которой в других обстоятельствах и в других местах украинская власть как будто бы ведет бескомпромиссную борьбу. Так проявляются двойные стандарты: участие "правосеков" в разборках в Мукачево — акт противозаконный, а в блокаде Крыма — наоборот, патриотический и вполне одобряемый обществом и властью.
Истоки агрессии
Украинская власть сегодня находится перед выбором: заняться восстановлением разрушенных войной территорий или заморозить конфликт, отказавшись выполнять Минские соглашения.
Благовидный предлог для реализации второго варианта можно создать, продолжая политику противостояния с Россией. Именно в этом направлении действовали украинской власти на минувшей неделе.
Во вторник, 22 сентября, в Киеве состоялось заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО), в котором принял участие генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Президент Украины Петр Порошенко назвал заседание "историческим" и пообещал провести референдум о членстве Украины в НАТО. По его словам, "два года назад НАТО поддерживали 16%, год назад цифра приближалась к 50%, сейчас превышает 60%".
"Когда мы создадим все условия через реформирование страны для соответствия Украины критериям для членства в НАТО, мной будет принято решение о проведении всенародного референдума, и таким образом будет зафиксирована воля украинского народа", — сказал Порошенко.
По его словам, политика внеблокового статуса Украины, провозглашенная предыдущими властями, являлась преступной по отношению к стратегическим интересам государства.
"Заявления Порошенко и его представителя на минских переговорах о необходимости вступления Украины в НАТО направлены на разрушение Минских соглашений. Если Украина начнет готовить референдум о вступлении в НАТО или другие процедуры, то ДНР сразу выйдет из Минских соглашений и приступит к очищению от киевской оккупации всей территории Донбасса", — заявил глава ДНР Александр Захарченко, слова которого цитирует Донецкое агентство новостей.
"Согласно документу, — сообщается на сайте президента, — актуальной военной угрозой для Украины сегодня является вооруженная агрессия России, включая временную оккупацию Крыма и агрессию в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Кроме того, угрозами являются наращивание военной мощи РФ в непосредственной близости от государственной границы, в том числе возможность развертывания тактического ядерного оружия на территории Крыма; милитаризация временно оккупированной территории, присутствие военного контингента РФ в Приднестровском регионе Молдавии, активизация российскими спецслужбами разведывательно-подрывной деятельности в Украине с целью дестабилизации внутренней ситуации".
"Очевидно, что страна с разрушенной экономикой, коррумпированная сверху донизу, не в состоянии создать эффективные современные вооруженные силы. А без выполнения этого условия — чего рассуждать о НАТО?" — прокомментировал РИА Новости указ президента политолог Андрей Золотарев.
С приближением к НАТО Украина вовсе не приближается к Европе. "Сказка о Евросоюзе исчезла, нужна другая сказка, эта другая сказка — НАТО", — говорит Павел Рудяков и добавляет, что Киеву предлагается сотрудничество без членства. — "Что это означает? Что мы прав члена организации не получаем, а обязательства получаем все полностью".
С нашей точки зрения, агрессивные заявления украинской власти накануне Генассамблеи ООН, где президент Порошенко обратился к мировому сообществу с предложением совместно решать социально-экономические проблемы Донбасса, есть попытка обозначить альтернативу: либо мир и участие мирового сообщества в решении проблем востока Украины, либо "замораживание" конфликта с параллельным политическим шантажом России.