В сентябре в рамках российской инициативы по нормализации межсуданских отношений в Москве прошли трехсторонние переговоры с участием глав МИД РФ, Южного Судана и Республики Судан. В интервью корреспонденту РИА Новости Евгению Орлу посол Судана в РФ Надир Бабикер рассказал о том, какие договоренности были достигнуты в рамках состоявшихся встреч, каковы перспективы дальнейшего экономического сотрудничества между нашими странами и как в Хартуме оценивают роль России в урегулировании конфликтов на Ближнем Востоке.
— Как вы оцениваете текущее состояние двусторонних отношений между Россией и Суданом?
— Я считаю, что отношения между нашими странами развиваются крайне динамично. С политической точки зрения мы достигли большого прогресса: лидеры двух государств, равно как и главы МИД, находятся в постоянном контакте. Ежегодно мы проводим политические консультации, в которых участвуют делегации под председательством замглавы МИДа РФ и министра иностранных дел Судана.
Что касается экономической сферы, то впервые за всю историю двусторонних отношений нам удалось сформировать совместную министерскую комиссию по вопросам торговли и инвестиций, возглавляемую министром природных ресурсов России и его суданским коллегой. Тот факт, что за последние два года состоялось два заседания этой комиссии, на наш взгляд, является подтверждением ее высокой активности — не говоря уже о тех трех встречах на экспертном уровне, которые также имели место. Следующее заседание запланировано на 20-22 декабря текущего года в Хартуме.
Что касается культурного аспекта, у нас есть целый ряд совместных образовательных программ, а между вузами наших стран налажен студенческий обмен. Кроме того, свыше трехсот граждан Судана ежегодно посещают Россию, чтобы получить профессиональную медицинскую помощь — прежде всего, в центре Федорова. Всем хорошо известно, что эта отрасль очень хорошо развита в российской медицине.
Таким образом, я полагаю, что отношения между нашими странами сейчас находятся в хорошем состоянии.
— На минувшей неделе в рамках российской инициативы по нормализации межсуданских отношений прошли трехсторонние переговоры с участием глав МИД России, Южного Судана и Республики Судан. Как вы считаете, удалось ли сторонам закрепить формат конструктивного взаимодействия между Хартумом и Джубой?
— Безусловно. Я думаю, что Москва достойна этой роли — прежде всего потому, что у властей РФ нет скрытых мотивов на этот счет. Они искренне хотят содействовать улучшению отношений между Суданом и Южным Суданом, способствовать формированию атмосферы стабильности. И Хартум, и Джуба верят в то, что Россия честна в своих намерениях и способна выступить в этом качестве.
В прошлом мы страдали от того, что страны, выступавшие в роли посредников, преследовали свои собственные интересы, которые шли вразрез с нашим стремлением воплотить идею о мире в реальность. Благодаря России нам хватило всего пяти часов, чтобы прийти к общему решению и согласовать дорожную карту по реализации договоренностей, подписанных в 2012 году.
Российская инициатива позволила нам добиться реальных изменений в крайне сжатые сроки. Перед нами открываются хорошие возможности, и мы надеемся, что прорыв в отношениях между двумя странами произойдет уже очень скоро.
— Есть ли проблемы, по которым сторонам до сих пор не удалось достичь консенсуса?
— Как вам известно, конфликт в южном Судане начался еще до обретения Суданом независимости в 1956 году. С той поры не одно правительство пыталось разрешить эту проблему, однако все они раз за разом терпели неудачу. Нынешние власти Судана проявили уважение к праву своих братьев с юга на самоопределение — это привело к созданию Республики Южный Судан. Более того, президент Судана лично поприветствовал создание второго государства, приехав в Джубу, чтобы поздравить своего визави. Подобный шаг подтверждает верность нашего представления о том, что две страны, живущие в мире, это лучше, чем одна, раздираемая конфликтами.
Вскоре после того, как было объявлено об отсоединении, перед нами возник ряд проблем, таких, как делимитация границ. Затем вооруженные отряды, подконтрольные правительству южан, совершили нападение на нефтедобывающие районы Судана. Так продолжаться не могло, и в сентябре 2012 года наши страны подписали в Аддис-Абебе соглашение, содержащее девять пунктов. В них содержится регламент относительно вопросов безопасности, демаркации границ и прочих. Если бы это соглашение реализовывалось должным образом, все спорные вопросы между нами уже были бы решены.
Существуют данные, которые свидетельствуют о том, что в Южном Судане базируется ряд вооруженных движений, получающих там определенную поддержку. Нам же нужна уверенность и уважение к принципам суверенитета и добрососедства. Если стороны не могут создать атмосферу взаимного доверия, им никогда не удастся прийти к какой-либо договоренности.
Поэтому я убежден, что нынешние соглашения — если нам удастся воплотить их в жизнь при поддержке Российской Федерации — позволят наладить успешную кооперацию между Суданом и Южным Суданом. Мы договорились создать механизм для продолжения переговоров, консультаций и встреч в Москве в двустороннем формате. В свою очередь Россия взяла на себя важную роль — осуществлять мониторинг выполнения этих соглашений.
— Следующий раунд межсуданских переговоров также пройдет в Москве?
— Да. Следующий раунд состоится в Москве на уровне экспертов. В рамках предстоящего диалога будут обсуждаться вопросы безопасности. Если мы сможем реально продвинуться в реализации уже имеющихся договоренностей, это позволит нам перейти к решению других насущных проблем. К примеру, актуальным является вопрос о поднятии взаимного товарооборота между двумя странами — как вам известно, большая часть поставок нефти Южного Судана осуществляется через территорию нашей страны. Мы рассчитываем, что уже в скором времени, благодаря посредничеству России, сможем достичь прорыва в урегулировании наших проблем.
— Уже известна конкретная дата проведения новых переговоров?
— На данный момент нет. Сначала необходимо провести консультации с представителями Хартума, Джубы и Москвы — с тем, чтобы согласовать приемлемую дату. По моему мнению, переговоры состоятся уже очень скоро. Также мы (я лично и посол Южного Судана) намерены в ближайшее время встретиться с замминистра иностранных дел РФ Михаилом Богдановым, чтобы обсудить подготовку к ним.
— Известно, что в Южном Судане сосредоточены значительные запасы нефти и после разделения страны Судан лишился значительной части своих нефтяных доходов. Какие меры предпринимаются, чтобы преодолеть связанные с этим трудности?
— Действительно, сразу же после разделения страны нам пришлось пройти через очень тяжелые испытания. Мы потеряли почти две трети своих нефтяных доходов, и правительству пришлось прибегнуть к крайне жестким мерам. В частности, в период с 2010 по 2014 годы объемы добычи золота артельным способом были увеличены, достигнув отметки в 50 тонн за год. Это помогло государству заполнить финансовую дыру, восполнив часть средств, которых мы лишились после обретения Южным Суданом независимости. Кроме того, западные страны, которые обещали поддержать нас, не выполнили своих обещаний.
Сейчас мы постепенно восстанавливаем утраченный баланс, несмотря на то что инфляция за последние 2,5 года достигла 13%. Помимо золотодобычи, мы также провели геологоразведку новых нефтяных месторождений, некоторые из них уже введены в эксплуатацию. Особое внимание мы уделили развитию сельского хозяйства — благодаря нашим российским и китайским партнерам мы преуспели в развитии новых отраслей этой сферы.
— Во время своего последнего визита в Хартум Михаил Богданов обсуждал налаживание координации усилий двух стран в борьбе с терроризмом. Какие конкретные шаги были предприняты на совместной основе в данном направлении? Есть ли взаимодействие по пресечению вербовки граждан наших стран в ряды ИГ, например, по линии спецслужб?
— Позиция Судана в том, что касается борьбы с терроризмом, хорошо известна. Судан осуждает терроризм во всех его проявлениях и считает, что для разрешения этой проблемы требуется сотрудничество между всеми государствами. Что касается Судана и России, между нашими странами присутствует понимание по этому вопросу.
— Запланированы ли на ближайшее время какие-то визиты представителей Судана в Россию на высшем уровне?
— Определенно. Спикер нашего парламента получил приглашение посетить Москву со стороны Государственной Думы. Ожидаем, что визит состоится в текущем году, сейчас согласовываются даты. Кроме того, запланированы поездки вице-президента, а также замглавы суданского МИДа — эта поездка может состояться в следующем году. Все это служит подтверждением тому, сколь динамично развиваются наши отношения с Россией.