Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
Когда читаешь о происходящем в Молдове, не можешь отделаться от навязчивой ассоциации: эта ситуация уже до боли знакома, как дорогая, беспокоящая и нелюбимая грыжа: Каир, Киев, Ереван… Сегодня в Молдове лидеры оппозиционных партий призывают народ выступить стройными рядами против "олигархической власти"; здесь не стихийно, а продуманно, деловито, по хорошо разработанному сценарию выстраиваются в ряд карточные домики пустующих палаточных городков на главной площади спокойного и цветущего Кишинёва.
Республике Молдова, где ещё пребывают в сомнениях те силы, которые должны отвечать за сохранение страны, за народ, за свои (не чужие!!!) национальные интересы, уже пора всерьёз задуматься и принять неотложные меры против методичного разрушения жизненного пространства этой цветущей солнечной страны.
И нелишне задуматься: кому это нужно? Кто выступит бенефициаром разрухи, гражданской войны, а, может, и очередной, спровоцированной извне "цветной" революции?
Кстати, виноград сортов "Совиньон" или "Шардоне" растёт во всем мире, а вот "Фетяска" — только в Молдове и Румынии. Да, много хорошего вспоминается об этой ласковой солнечной стране, красиво раскинувшейся на холмистой плодородной земле между Украиной и Румынией, на юге, в каких-то 20 км от Чёрного моря. Невольно задаёшься вопросом: а что будет с этой пока свободной страной, если победят в ней так называемые проевропейские настроения? Станет ли Республика Молдова полноправным и уважаемым членом Европейского Сообщества, которое, по остроумному заявлению одного европейца, не является банкоматом на улице?
Для ответа не требуется дополнительных усилий. Налицо судьбы "свободной и суверенной европейской Прибалтики", тех же балканских государств, новых членов ЕС, которым как недееспособным и неполноценным в экономическом и политическом плане странам предписывается, а иногда и просто приказывается, как жить, о чём говорить, на кого нападать, кого привечать. Короче, им велено превратиться в обслуживающий технический персонал, с которым можно не церемониться по принципу: "Поди сюда, принеси и пошла вон!". Это и есть вожделенный результат всенародной борьбы за свободу, демократию и процветание?!
Намерение молдавского премьера провести переговоры с руководством МВФ на полях проходящей юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке для дальнейшего сотрудничества с этой весьма непростой организацией вызывает в памяти саднящие, даже болезненные ощущения. Это послевкусие от беседы, которая уже состоялась у президента Белоруссии: директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард ничтоже сумняшеся рекомендовала Александру Лукашенко "переориентировать" политику Белоруссии, прежде чем разговаривать о каком-то сотрудничестве…
Становятся всё более очевидными бесцеремонные условия получения желанного кусочка сыра в финансовой ловушке Международного валютного фонда. Им уже более не нужен утомительный политес многополярного мира — в ход идут формулировки всё более прозрачно-политизированные, откровенно настойчивые и безапелляционные.
Этого хочет независимая Республика Молдова, пока ещё не стреноженная обязательствами перед международным регулировщиком по имени МВФ?
Зато ей позволят по-прежнему, как в советские времена, как сейчас, в длиннющих, таинственных 120-километровых коридорах-хранилищах "Крикова" на глубине 60 метров оберегать драгоценные вина из коллекций руководителей свободного мира — "золотого миллиарда": Обамы, Порошенко, Меркель. Им разрешат оберегать уют и протокол красивого господского стола, наперебой предлагая попробовать настоящие жемчужины, созданные трудом молдаван. Но при этом обязательно укажут, где, сколько и какого вина нужно будет производить для мирового сообщества. А в случае неповиновения пригрозят штрафными санкциями, как это было в случае с Грецией и Прибалтикой.
А какое будущее ожидает Академию наук Молдовы, Молдавский государственный университет, Молдавский государственный театр оперы и балета, Молдавскую государственную консерваторию?…
Сценарий давно готовящегося, задуманного протеста против нынешнего руководства страны продемонстрировал уже знакомую логистику: строительство палаточного городка, безнадёжно пустовавшего, когда 17-18 сентября по приглашению Международного клуба "Формат А3" я оказалась в Кишинёве. Скучающие подселенцы, одиноко сидевшие в незаселённых палатках; скучающие стражи порядка; прохожие, не обращавшие никакого внимания на преимущественно армейские палатки. Думаю, что реакция людей оживилась бы, появись на палатках объявление: "Сдаётся бесплатно до следующих протестов!"
Несложных объяснений этому индифферентному запустению, вопреки пророчествам руководителей собрать более 50 тысяч протестующих, хватает: в стране идёт уборка урожая, народ сытый, тепло.
Да и сомнительный пример соседнего Киева далеко не привлекателен, чтобы слепо следовать ему и в результате оказаться перед нереализованными мечтами с ощутимыми финансовыми потерями "противостояния", разрухой гражданской войны с тысячами погибших сограждан и нынешним, прозападно ориентированным и очень нездоровым руководством самостийной Украины.
Протест, как мы знаем из истории, собирается и срабатывает неожиданно, как удар молнии, как извержение вулкана. А тут везде попахивает установочными рецептами из заокеанского ведомства, занятого созданием одинаковых разрушительных протестных сценариев для всех стран без учёта их национальной и географической специфики, для тех, кто ещё не охвачен американским энтузиазмом, с которым, например, неожиданно сталкиваешься впервые на прилёте в аэропорт Кеннеди. Рослый, явно выше двух метров, цветной таможенник задаёт вновь прибывшему вопрос: "Вы счастливы попасть в Америку, самую демократическую и свободную страну?"
Требования в адрес президента страны Николае Тимофти в недельный срок сложить полномочия, а не то протестующие перейдут к таинственному плану "Б", вообще ни на что не похожи.
…
"Это ещё кто кого съест!", — бесстрашно ответил Иван-царевич помойному ведру, когда то заявило о своём хищном намерении съесть героя русских сказок. Так звучал советский детский абстрактный анекдот 60-х годов прошлого столетия.
Сегодня, за пределами абстрактной, далеко не анекдотической реальности, словесная перепалка лидеров оппозиции в Республике Молдова на таком незрелом уровне сокращает возможности для настоящего, не коммунального, протеста, если такая цель всё же предполагается всерьёз.