Георгий Александрович Товстоногов родился 28 (15 по старому стилю) сентября 1915 года в Тбилиси (Грузия).
В 1931 году начал сценическую деятельность в качестве артиста и ассистента режиссера в Русском ТЮЗе города Тбилиси. Поставил спектакли "Предложение" Антона Чехова (1933), "Женитьба" Николая Гоголя (1934), "Музыкантская команда" Леонида Любашевского (1935), "Голубое и розовое" Александры Бруштейн (1936), "Троянский конь" Фридриха Вольфа (1937) и другие.
В 1938 году Георгий Товстоногов окончил ГИТИС, где учился у Андрея Лобанова и Алексея Попова.
В 1938-1946 годах — режиссер Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси. Первой его постановкой стала "Дети Ванюшина" Сергея Найденова (1938). За годы работы в этом коллективе поставил ряд спектаклей, наибольший резонанс из которых получили "Кремлевские куранты" Николая Погодина (1940), "Парень из нашего города" Константина Симонова (1941), "Школа злословия" Ричарда Шеридана (1942), "Ленушка" Леонида Леонова (1943), "Лисички" Лилиан Хеллман (1945).
В 1946-1949 годах Товстоногов работал в Центральном детском театре в Москве, где поставил "Тайну вечной ночи" Игоря Луковского (1949, совместно с Анной Некрасовой) и "Где-то в Сибири" Ирины Ирошниковой (1949). Параллельно ставил спектакли в других театрах столицы — Гастрольном реалистическом, Студии Театра оперетты, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
С 1949 года творческая деятельность режиссера связана с Ленинградом (Санкт-Петербургом). В 1950-1956 годах он был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (ныне — Театр-фестиваль "Балтийский дом").
Одна из сторон режиссёрского дарования Товстоногова — стремление к монументальным, обобщенным формам. Это проявилось в спектаклях "Дорогой бессмертия" (1951, по книге Юлиуса Фучика "Слово перед казнью"), "Гибель эскадры" Александра Корнейчука (1952). Событием для советской сцены стала "Оптимистическая трагедия" (1955) Всеволода Вишневского в Академическом театре имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр драмы).
С 1956 года Товстоногов был главным режиссером Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького (с 1992 года — имени Г. А. Товстоногова).
Товстоногов — один из режиссеров, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Позже 30-летний период руководства БДТ Товстоноговым назвали "золотой эпохой", а сам театр "эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции".
Открыв новый сезон в 1956 году режиссер выпустил три премьеры: 21 сентября — "Шестой этаж" Альфред Жери, 6 ноября — "Безымянную звезду" Михаила Себастьяна, 31 декабря — "Когда цветет акация" Николая Винникова, ставший визитной карточкой нового БДТ. 31 декабря 1957 года на сцене театра был поставлен спектакль "Идиот" Федора Достоевского, где князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Постановка стала одним из крупнейших событий отечественного театрального искусства.
К началу 1960-х годов Товстоногов выстроил самобытный репертуар своего театра. В этот период были поставлены "Пять вечеров" (1958) и "Моя старшая сестра" (1961) Александра Володина, "Не склонившие головы" Натана Дугласа и Харольда Смита (1961), "Иркутская история" Алексея Арбузова (1960).
Среди самых популярных его постановок 1960-х годов были "Варвары" (1959) и "Мещане" (1966) Максима Горького, "Океан" Александра Штейна (1961), "Перед ужином" (1962) и "Традиционный сбор" (1967) Виктора Розова, "Горе от ума" Александра Грибоедова (1962), "Еще раз про любовь" Эдуарда Радзинского (1964), "Поднятая целина" Михаила Шолохова (1964), "Три сестры" Антона Чехова (1965), "Король Генрих IV" Уильяма Шекспира (1969).
В 1970-е годы режиссер поставил спектакли "Ханума" Авксентия Цагарели (1972), "Прошлым летом в Чулимске" Александра Вампилова (1974), "Энергичные люди" Василия Шукшина (1974), "Протокол одного заседания" Александра Гельмана (1975), "Дачники" Максима Горького (1976), "Тихий Дон" Михаила Шолохова (1977), "Пиквикский клуб" Чарльза Диккенса (1978) и др.
К самым известным постановкам этого периода относится "История лошади" (1975), поставленная совместно с Марком Розовским, по "Холстомеру" Льва Толстого, где главную роль сыграл Евгений Лебедев. Также огромную популярность у зрителей получил поставленный Товстоноговым в московском "Современнике" спектакль "Балалайкин и К" (1973) по роману Михаила Салтыкова-Щедрина.
В 1980-е годы режиссер поставил спектакли "Волки и овцы" Александра Островского (1980), "Дядя Ваня" Антона Чехова (1982), "Амадеус" Петера Шеффера (1982), "Смерть Тарелкина" Александра Сухово-Кобылина (1983), "Киноповесть с одним антрактом" Володина (1984) и др. В 1985 году им была поставлена комедия Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
12 октября 1987 года Товстоногов представил спектакль "На дне" Максима Горького, которому было суждено стать его последней премьерой. Пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, представляла собой трагедию о расплате за человеческое безверие.
Георгий Товстоногов вел преподавательскую деятельность. В 1939-1946 годах он был педагогом Тбилисского театрального института имени Ш. Руставели. С 1957 года преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК, ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства), где с 1960 года был профессором, с 1962 года — заведующим кафедрой режиссуры. Среди учеников Товстоногова — режиссеры Лев Додин, Игорь Владимиров, Генриетта Яновская, Кама Гинкас, Вячеслав Гвоздков.
Он автор книг по теории и практике режиссерского творчества — "Современность в современном театре. Беседы о режиссуре", "О профессии режиссера" (1965) и "Круг мыслей" (1972), а также "Зеркало сцены" (1980).
Доктор искусствоведения (1968).
Творчество режиссера было отмечено различными наградами. В 1957 году ему было присвоено звание Народный артист СССР. Он был лауреатом Ленинской премии (1958), Государственных премий СССР (1950, 1952, 1968, 1978). В 1983 году Товстоногову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
23 мая 1989 года, возвращаясь из театра, Георгий Товстоногов скоропостижно скончался в своем автомобиле. Похоронен в Некрополе искусств Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга.
Именем режиссера назван астероид, открытый в 1975 году астрономами Крымской астрофизической обсерватории.
В 1992 году его имя было присвоено Большому драматическому театру.
В августе 2010 года именем Товстоногова назван сквер в Петроградском районе Санкт-Петербурга, расположенный у дома, где жил режиссер.
В октябре 2010 года в этом сквере был открыт памятник Георгию Товстоногову.
Первой женой режиссера была Саломея Канчели — актриса Тбилисского театра драмы. В семье родились два сына — Александр и Николай.
Второй супругой Товстоногова была актриса Театра имени Ленсовета Инна Кондратьева, брак также закончился разводом.
Сын режиссера Александр Товстоногов (1944-2002) был главным режиссером Тбилисского русского драматического театра имени А.С. Грибоедова, Московского драматического театра имени К. С. Станиславского, а также режиссером театра "Русская антреприза имени Андрея Миронова".
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников