Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
27 сентября 1940 года, 75 лет назад страны "оси": нацистская Германия, фашистская Италия и реваншистская Япония, — подписали в Берлине договор, известный как Тройственный пакт, или Пакт трех держав. Успехов в борьбе против СССР союзу антикоммунистических государств это не принесло, поскольку участники пакта не доверяли друг другу.
Хищники договариваются
Хищникам требовалось официально договориться о разделе сфер международного влияния, чтобы не мешать друг другу. Германия и Италия "брали" себе Европу и Африку, Японии отходили Индокитай, Индонезия, а также район Южных морей. Будущее казалось безоблачным.
Раздел мира получил в договоре название "новый порядок", который стороны-подписанты обязались уважать. Оговаривалось, что в случае если одна из трех договаривающихся сторон подвергнется нападению какой-либо державы, которая не участвует в боевых действиях ни в Европе, ни в Китае, остальные помогут отбить атаку. Задействовав все средства, вплоть до военных.
Антикоммунистический пакт
В роли неназванной агрессивной державы мог выступить как Советский Союз, так и Соединенные Штаты, на тот момент не вступившие еще в мировую бойню. Впрочем, присоединиться к пиршественному столу приглашались все желающие, в том числе и СССР. Что выглядело несколько парадоксально.
В 1936 году Германия и Япония заключили в том же Берлине Антикоминтерновский пакт, направленный против распространения коммунистических идей и в первую очередь, против Советской России как флагмана Третьего Интернационала. Позднее к соглашению присоединились правительства других антикоммунистических государств в лице Италии, Испании, Венгрии, Финляндии, Румынии, Болгарии, Хорватии, Дании, Словакии и марионеточных прояпонских сил на территории оккупированного Китая.
Из этих стран к Тройственному пакту вскоре присоединились Венгрия, Румыния, Болгария, Словакия, Таиланд и квазигосударства японского протектората.
Гитлер в роли крепкого хозяйственника
Советский Союз получил от Германии предложение подписать договор, для чего нарком иностранных дел Вячеслав Молотов был приглашен на соответствующие переговоры в Берлин.
Это выглядело довольно странно, учитывая тот факт, что в составе союза находилась Япония, с которой СССР ожесточенно воевал и на озере Хасан в 1938-м, и на Халхин-Голе в 1939-м, нанеся в последнем случае серьезное поражение императорским войскам. Советские летчики-добровольцы (как истребители, так и бомбардировщики) активно участвовали также в воздушных боях с японцами в небе Китая с 1937-го по 1940-й годы.
На что рассчитывали немцы в таком альянсе? Если Антикоминтерновский пакт был в чистом виде идеологическим союзом, то Тройственный пакт Гитлер рассматривал с позиции, что называется, крепкого хозяйственника. Ему требовалась гарантия того, что СССР не нападет на Третий рейх в самый неподходящий момент, например, во время битвы с Великобританией в Европе и Африке.
Оскорбление Японии
Через несколько дней после этого последовал еще более резкий демарш. Кабинет министров во главе с горячим сторонником германо-японской войны против СССР премьером Хиранума Киитиро подал в отставку. Что стало беспрецедентным шагом в истории Японии, где ни до, ни после этого правительство страны не уходило в отставку по причине подписания соглашений между двумя иностранными государствами.
Однако и это не заставило официальный Берлин проводить политику, согласованную с дальневосточным союзником. В договоре от 27 сентября 1940 года статья пятая гласила, что пакт никоим образом не затрагивает тот политический курс, которого каждая страна придерживается по отношению к СССР. Мол, у всех свои геополитические интересы.
Зарубка на будущее
При этом немцы активно подталкивали японцев к войне с англичанами в Юго-Восточной Азии, где одним из лакомых кусков был Сингапур.
Нацисты обещали самураям поддержку и в случае боевых действий с США, которые рассматривались странами "оси", как невоюющий союзник Англии. В свою очередь, немецкая дипломатия надеялась на то, что в случае советско-германской войны Япония ударит с востока.
А то, что такой конфликт не за горами, показал крах переговоров в Берлине в ноябре 1940 года. СССР претендовал на включение Румынии, Болгарии и Турции в сферу стратегических интересов советской России. Гитлер был категорически против. Столкновение двух держав на европейском континенте стало лишь вопросом времени, после чего был дан зеленый свет плану "Барбаросса".
Премьер-министр Японии Фумимаро Коноэ был активным сторонником альянса своей страны с Германией и Италией, однако, в отличие от экспансивного Киитиро, не собирался подавать в отставку из-за того, что осенью 1940-го Гитлер пробовал заигрывать со Сталиным. После обидного щелчка по носу в виде пакта Молотов-Риббентроп, японцы сделали себе "зарубку" на будущее, начав проводить более независимую от Германии внешнюю политику.
Горькая пилюля для Германии
В тот момент, когда Германия активно готовилась к осуществлению плана "Барбаросса", начиная перебрасывать свои войска к восточным границам рейха, японцы преподнесли своему европейскому союзнику неожиданную и довольно горькую пилюлю.
13 апреля 1941 года в Москве министр иностранных дел Страны восходящего солнца Ёсукэ Мацуока и Вячеслав Молотов поставили подписи под советско-японским договором о ненападении сроком на пять лет. В документе оговаривалось, что если на одну из стран нападет какая-нибудь держава, "другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта".
С одной стороны, соглашение Молотова-Мацуока стало крупной победой советской дипломатии, с другой, явилось симметричным ответом Японии на ранее заключенный пакт Молотова-Риббентропа. Руководство Германии крайне болезненно восприняло этот документ, но поделать ничего не смогло — самостоятельность отношений Японии с СССР была официально закреплена 27 сентября 1940 года в Берлине.
Тщетное ожидание вермахта
После того, как Германия нападала на Советский Союз, нацисты ожидали, что императорская армия придет на помощь вермахту. Но даже осенью 1941-го, когда немецкие войска вышли на ближние подступы к столице СССР, обстановка на дальневосточных границах была такова, что оттуда перебрасывались советские стрелковые дивизии на помощь Москве.
11 декабря 1941 года, через несколько дней после нападения Японии на американскую военно-морскую базу Перл-Харбор, Германия официально объявила США войну. Выступая с речью в рейхстаге, Гитлер заявил, что несмотря на то, что обе страны никогда не воевали друг с другом (за исключением Первой мировой) верные условиям Тройственного пакта Германия и Италия обязаны сообща встать на сторону Японии в ее борьбе против Соединённых Штатов Америки и Британии.
Он также сообщил присутствующим, что три державы заключили соглашение, согласно которому будут вести войну с англосаксами до победного конца. Однако в документе ни слова не было сказано о консолидации усилий против Красной Армии.
Опрометчивый шаг
Иными словами, Германия сама влезла в войну с могущественной заокеанской державой, не получив при этом помощи от союзника против не менее сильного евроазиатского противника. Этот опрометчивый шаг расширил географию Второй мировой и ускорил падение стран "оси".
Несмотря на то, что японский генеральный штаб рассматривал в 1941-42 гг. планы вторжения в азиатскую часть Советского Союза, восточные союзники Третьего рейха так и не осуществили их, целиком сосредоточившись на войне с Америкой и Великобританией. И если в первую половину мировой войны в соблюдении пакта о нейтралитете была больше заинтересована советская сторона, то во вторую — японская.