День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
В 2015 году эта дата приходится на 27 сентября.
Машиностроительный комплекс — базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно‑энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно‑промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности. В структуре промышленного производства страны удельный вес машиностроения составляет около 20 % (второе место, после топливно-энергетического комплекса).
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.
Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысячи крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40 % от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении — около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Современное машиностроение является сложной и дифференцированной отраслью промышленности. Машиностроительный комплекс РФ объединяет 12 крупных комплексных отраслей, образованных сотнями высоко дифференцированных подотраслей. К комплексным отраслям машиностроения относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроителная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.
Продукцию предприятий машиностроения принято подразделять на предназначенную для гражданских потребителей и идущую на нужды военно-промышленного комплекса (ВПК).
Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства "РИА Рейтинг", несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и спад инвестиционного спроса, российский машиностроительный комплекс продемонстрировал положительную динамику производства в 2014 году.
Но этот рост был очень односторонним и обеспечивался ограниченным количеством машиностроительных подотраслей. Положительная динамика по итогам года отмечена только в двух — в "производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи", а также в "производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств". В обоих случаях резкое увеличение производства произошло за счет выполнения гособоронзаказа.
Машиностроительные подотрасли, выпускающие гражданскую продукцию, закончили год с отрицательным результатом, и спад производства был довольно глубоким. При этом снизили производство как подотрасли, выпускающие продукцию инвестиционного назначения (станкостроение, строительное оборудование, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и пр.), так и подотрасли, которые производят продукцию, ориентированную на потребительский спрос (легковые автомобили, бытовую технику и электронику).
В 2014 году индекс производства машин и оборудования составил 92,2 % к уровню 2013 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 99,5 %, транспортных средств и оборудования — 108,5 %.
По мнению экспертов РИА Рейтинг, хотя в первом квартале 2015 года в отрасли зафиксирован глубокий спад производства, но в целом ситуация развивается по менее жесткому сценарию, чем в кризисном 2009 году. В трех из 12 машиностроительных комплексных отраслей наблюдался рост производства. В том числе производство станков выросло на четверть, что могло произойти за счет фактора импортозамещения.
Важность труда машиностроителей по достоинству оценивается государством. В списке почетных званий Российской Федерации есть звание "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации", которое присваивается высокопрофессиональным рабочим, инженерно-техническим и научным работникам организаций машиностроения, в том числе научно-исследовательских, технологических и проектно-конструкторских организаций, за личные заслуги.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников