Великомученик Никита
Воин Никита из восточно-германского племени готфов (готов) родился и жил на восточном берегу Дуная (его племя обитало на территории нынешних Румынии и Бессарабии), крещение принял от епископа Феофила, участника Первого Вселенского собора, и воевал против предводителя вестготов Атанариха. Вечный враг Рима, вынудивший императора Валента II признать суверенитет готов, этот правитель и после заключения мира считал всех христиан "римскими агентами" и "вражескими приспешниками".
Гонения при нем были столь жестокими, что множество христианских беженцев вынуждены были спасаться на римских землях, грозя империи гуманитарной катастрофой. Когда их положение стало совсем невыносимым, один из противостоящих Атанариху вождей вестготов, Фритигерн, вступил в переговоры с Валентом, добился поддержки Рима и воевал с гонителем до тех пор, пока Атанариху не пришлось переключиться на внешнего врага — гуннов.
Но воин Никита до этого не дожил – он погиб в самом начале гражданской войны: его арестовали за проповедь христианства и в 372 году сожгли. Останки мученика его друг Мариан похоронил в Киликии. А в VII веке мощи святого были найдены и перенесены в Константинополь, откуда их частица попала потом в сербский монастырь Высокие Дечаны в Косове.
В России, где великомученик Никита был одним из самых любимых святых, было множество Никитских храмов и монастырей. Один из них — действующий, в Переславле-Залесском. А память об одном из исчезнувших хранят названия Большой и Малой Никитских улиц, Никитского переулка и когда-то названных в честь монастыря Никитских ворот в Москве.
Суккот
Еврейский Праздник кущей, Суккот, начинается на 15-й день нового года (15-е тишрея) и продолжается 7 дней. На это время, по традиции, следует покинуть свой дом и перебраться в шатер (кущу) – в память о блуждании евреев по Синайской пустыне и о Скинии – походном храме, где хранился Ковчег Завета и совершались жертвоприношения до постройки Иерусалимского Храма.
Праздник Суккот отмечается в пору изобилия и подведения итогов материальным достижениям. Но есть опасность, что это приведет человека к мысли, будто "сила моя, руки моей крепость доставила мне все это добро". И чтобы подчеркнуть, что материальные блага преходящи и достижение их не может быть самоцелью, Тора говорит человеку, с удовлетворением разглядывающему все, что он нажил: именно сейчас уйди из дома твоего — из твоей теплой, надежной крепости, снабженной всеми удобствами, — и смени его на шаткое временное жилище, открытое всем ветрам и беззащитное перед превратностями погоды. Знай, что вся наша жизнь в этом мире — это жизнь в шалаше, покрытом листьями, которые сегодня зелены, а завтра увянут. Единственное твое ценное приобретение — это исполнение заповедей Всевышнего и твое духовное обогащение.
Первый день праздника – йом тов, день, когда всякая работа запрещается. Потом наступают "будни праздника", в которые разрешается делать необходимое. А на восьмой день празднуют Шмини Ацерет – "праздничное собрание". В этот день произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.
В первые два дня праздника Суккот, а также в Шмини Ацерет (восьмой день) зажигают праздничные свечи — по обычаю, в шалаше. Но если он плохо защищен от ветра, то свечи зажигают дома, произнося благословение о свечах праздника и благодарственное благословение.
Семь гостей посещают в течение праздника кущу каждого еврея, соблюдающего заповеди Торы: души Авраама, Ицхака, Яакова, Йосефа, Моше, Аарона и Давида, и каждый из них по очереди возглавляет их всех, и каждый познал вкус скитаний. А чтобы удостоиться посещения этих семи гостей и чтобы праздничное веселье было настоящим весельем, каждый зовет к себе гостей из плоти и крови.
В Суккот выполняют особый ритуал — "вознесение лулава". Лулавом называется лист пальмы, входящий в набор из четырех растений, которые принято поднимать и благословлять. Каждое из них символизирует определенный тип людей: этрог (вид цитрусовых), обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела; лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел; мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела; ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра. И все-таки Бог всех соединил в один букет, арбаа миним — один народ, чтобы помогали друг другу, просвещали друг друга и отвечали друг за друга.
В Израиле в Суккот всегда царит особая радостная атмосфера. По всей стране можно видеть шалаши — во дворах, в палисадниках, на балконах и верандах, на автомобильных стоянках. Ни одна военная база не обходится без праздничной кущи. Сегодня уже мало кто действительно живет в них все семь дней — обычно семья там только обедает, лишь некоторые остаются на ночь.
Особенно радуются Суккоту дети: после первого праздничного дня школьники и студенты не учатся, а на предприятиях и в учреждениях принято либо брать отпуск, либо работать полдня.
На праздничное угощение приглашают не только родных и близких, но даже малознакомых людей, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке.
В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием.