В сентябре 1960 года в Нью-Йорке (США) начала свою работу юбилейная XV сессия Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ГА ООН), на которую прибыли премьер-министры стран — членов ООН. Принял решение посетить сессию ГА ООН и премьер-министр Республики Куба Фидель Кастро, хотя отношения между США и Кубой были чрезвычайно напряженными. Присутствие в Нью-Йорке кубинского лидера было негативно воспринято американскими официальными лицами.
Николай Леонов в своей книге "Фидель Кастро. Политическая биография" пишет, что 11 дней, проведенных Фиделем в США (с 18 по 28 сентября 1960 года), были наполнены злобными мелкими уколами, которыми власти и правые силы США пытались вывести из себя и спровоцировать кубинскую делегацию. Полиция и Федеральное бюро расследований (ФБР) сделали все, чтобы полностью изолировать Фиделя Кастро от общения с публикой". Самолет Фиделя, по прибытии, был отогнан в самый дальний от здания аэропорта ангар, а грузчики, под давлением администрации, отказались разгружать багаж кубинцев. Конная полиция перекрыла все подступы к отелю "Шелбурн", в котором первоначально остановилась делегация. Владелец отеля на следующий день устроил скандал, требуя резкого повышения платы за проживание кубинцев под тем предлогом, что присутствие Фиделя Кастро доставляет ему особые беспокойства. Тогда кубинский лидер, возмущенный таким поведением хозяина гостиницы, распорядился, чтобы кто-нибудь из делегации поехал в магазин и купил там несколько палаток, которые кубинцы намеревались разбить в садике здания ООН. Положение было спасено предложением владельца скромного отеля "Тереза" из Гарлема, который предложил предоставить бесплатно свои номера для кубинцев. В этом гарлемском отеле Фидель Кастро встретился с президентом Египта Гамалем Абделем Насером, премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, афроамериканским борцом за права человека в США Малкольмом Иксом и председателем Совета министров СССР Никитой Хрущевым. Это была первая встреча Фиделя Кастро и Никиты Хрущева.
На XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН большое внимание уделялось вопросу об окончательной ликвидации колониальной системы. Глава советской делегации Никита Хрущев на сессии выдвинул предложение принять от имени ООН Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам. На сессии развернулась горячая дискуссия по этому вопросу.
26 сентября 1960 года Фидель Кастро произнес речь "Когда исчезнет философия грабежа, тогда исчезнет и философия войны", которая вошла в историю. Кастро установил мировой рекорд, внесенный в Книгу рекордов Гиннесса. Его выступление длилось 4 часа 29 минут. Это самая продолжительная речь, которая когда-либо произносилась в стенах ООН.
В своей речи Фидель Кастро объяснил истинный, гуманный смысл кубинской революции, суть реформ, которые затеяло его правительство, а также предостерег американцев от нападок в адрес становящейся на ноги страны, вскрыв истинные причины осложнения американо-кубинских отношений.
В своем выступлении Кастро обвинил командующего ВМС США адмирала Арли Берка в недооценке решимости Хрущева использовать советское ядерное оружие для защиты Кубы в случае агрессии США в ответ на захват Кубой американской военной базы Гуантанамо.
"Посмотрите только, как делается оценка, — сказал Кастро, — оценка чрезвычайно опасная, так как он (Берк) намекает, что в случае нападения на нас мы должны выстоять в одиночку. Адмирал Берк чего-то не учитывает. Предположим на минуту, что адмирал Берк ошибается. Давайте представим, что адмирал Берк, хотя и адмирал, не прав. Если он не прав, он ведет слишком рискованную игру с мощнейшей силой в мире". На что Никита Хрущев со своего места крикнул — "Он ошибается!" — и махнул кулаком. Советский лидер хотел, чтобы ни у кого не возникало сомнений по поводу военной поддержки Кубы.
После закрытия Ассамблеи полицейские власти Нью-Йорка без объяснения причин наложили эмбарго на вылет самолета "Британия" кубинской авиакомпании "Кубана де Авиасьон", на котором Фидель Кастро должен был возвращаться домой. И сделали это, несмотря на то, что на этот лайнер распространялся дипломатический иммунитет. Тогда кубинцы приняли предложение Никиты Хрущева и возвратились в Гавану на советском самолете Ил-18.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников