МОСКВА, 25 сен — РИА Новости. Меньше недели понадобилось Белому дому, чтобы развернуть курс своей внешней политики на 180 градусов и включиться в обсуждение новой военной инициативы Москвы по борьбе с "Исламским государством" в Сирии, пишет политический обозреватель и публицист Патрик Смит для издания The Fiscal Times.
Прецедент "разворота на Россию" имел место в новейшей истории российско-американских отношений — достаточно вспомнить семичасовые переговоры главы Госдепартамента США Джона Керри с президентом России Владимиром Путиным и главой российской дипломатии Сергеем Лавровым, замечает журналист.
По информации неназванного собеседника Патрика Смита из российского истеблишмента, дискуссия лидеров двух государств в Сочи была на 80% посвящена проблемам ближневосточной политики и лишь под конец длительных переговоров обсуждались Украина и Иран.
Американский журналист полагает, что недавние переговоры глав Министерства обороны России и Пентагона Сергея Шойгу и Эштона Картера являются продолжением "сочинских встреч" и указывают на то, что Соединенные Штаты пересматривают свою ближневосточную стратегию в сторону дальнейшей координации с Москвой.
"Всего пару месяцев назад министр обороны Эштон Картер обещал усилить присутствие НАТО у восточных границ Европы и России. И тот же Картер оказался тем, кто растопил лед и позвонил — с инструкции Обамы — своему московскому визави — Сергею Шойгу. Это разоблачительный момент", — считает аналитик.
Далее колумнист Fiscal Times обозначает вероятные последствия "разворота на Россию" Белого дома. Во-первых, открывается путь для политического урегулирования в Сирии, поскольку никто в администрации Обамы не отрицает ключевой роли Москвы в переговорах.
Политический обозреватель газеты Washington Post Ишаан Таруур отмечал, что такая опция была у Обамы и Керри еще раньше. Так, посол России при ООН Виталий Чуркин говорил финскому дипломату и Нобелевскому лауреату Мартти Ахтисаари о том, что Башар Асад был готов к переговорам с оппозицией, делая удобный для всех "элегантный уход"из власти более реальным.
"Возможность сохранить несчетное количество жизней и предотвратить трагический распад целой нации существовала. Обратите на это внимание, господин президент", — пишет Смит, отмечая, что удобная для политического урегулирования кризиса ситуация возникла год спустя после начала сирийской войны, когда не было еще и 10 тысяч жертв.
Кроме того, сотрудничество по Сирии может перенестись и на другие острые для двух государств вопросы, например на украинский кризис. Аналитик полагает, что Вашингтон столь же плохо понимает характер напряженности на Украине, как и в Сирии.
"Федерализация Украины — разумная политика, и тот факт, что за это выступает Россия, не должен быть принципиален для США. Кроме Москвы федерализацию поддерживают Париж, Берлин, Вена, Рим и весь ЕС. В недалеком будущем такое решение также поможет США оставить в прошлом определенную враждебность в отношениях с Россией", — добавляет журналист.
Вашингтон опасается, что его доминирующие позиции на Ближнем Востоке, достигнутые по окончании Суэцкого кризиса, будут ослаблены Россией, предлагающей перспективный вариант деэскалации насилия в Сирии. По мнению Смита, лидерство уже в прошлом и соглашение по иранской ядерной программе, достижение которого во многом обеспечено Россией, подтверждает тенденцию к закату ближневосточной гегемонии Америки.