24 сентября 1960 года в США был спущен на воду первый в мире атомный авианосец Enterprise ("Энтерпрайз").
Атомный многоцелевой авианосец Enterprise, которому был присвоен бортовой номер CVA(N)-65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 — порядковый номер в своем классе), был заложен на верфи "Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг" (Newport News Shipbuilding) 4 февраля 1958 года, вошел в состав Военно-морских сил США 25 ноября 1961 года.
"Энтерпрайз" остался единственным в своем типе, так как высокая стоимость постройки атомного авианосца (свыше 450 миллионов долларов) заставила отказаться от планов строительства серии аналогичных кораблей.
Корабль был построен по модифицированному проекту авианосца класса "Форрестол" с большими размерами, продиктованными силовой установкой из восьми ядерных реакторов.
Корпус "Энтерпрайза" гладкопалубный, носовая оконечность закрыта. У авианосца односторонняя угловая палуба и бронированная полетная палуба, являющаяся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность. Корпус корабля имел на всем своем протяжении двойное дно.
Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имела длину 331,6 метра и максимальную ширину 78,4 метра, а ее площадь составляла 18211 квадратных метров. Под ней располагалась непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. На галерейной палубе находился комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.
Под галерейной палубой была расположена ангарная палуба. По высоте ангар занимал три межпалубных пространства, что составляло 7,6 метра. В целях противопожарной безопасности ангар разделялся на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагались под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляло не более 30 секунд. В кормовой части ангарной палубы был расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.
Доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 тонн каждый. Кроме них на полетной палубе имелись три люка — выходы подъемников боеприпасов.
Авианосец располагал четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты были размещены в носу корабля, а две — на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец мог поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивал четырехтросовый аэрофинишер, который состоял из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров.
На авианосце "Энтерпрайз" использовались ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включала восемь реакторов тепловой мощностью по 150 мегаватт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля была разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работал на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом был установлен свой руль.
"Энтерпрайз" был оснащен мощной судовой электростанцией, состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 киловатт и четырех аварийных дизель-генераторов — по 1000 киловатт.
Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составлял 9,38 миллионов литров, что обеспечивало интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружалось до 2520 тонн ракет, бомб и других боеприпасов.
Главным внешним отличием атомохода по сравнению с его неядерными собратьями была форма островной надстройки, которая располагалась по правому борту, сзади средней части корабля. Она представляла собой мостик необычной кубической формы, установленный на значительно более узкое основание. В верхней ее части размещались средства радиоэлектронной борьбы. По сторонам надстройки были установлены стабилизированные антенны трехкоординатной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой.
Полное водоизмещение авианосца "Энтерпрайз" составляло 89,6 тысячи тонн, длина (без выступающих частей катапульт) — 342,3 метра, длина по ватерлинии — 317,1 метра, ширина по ватерлинии — 40,5 метра, осадка — 11,9 метра. Скорость хода 33 узла. Состав авиакрыла — до 85 самолетов. Команда корабля — 3350 человек; авиакрыло — 2480 человек.
Одной загрузки "Энтерпрайза" ядерным топливом хватало на 13 лет службы. За это время корабль мог пройти до 1,8 миллиона километров.
Система обороны корабля сначала состояла из трех пусковых установок зенитно-ракетного комплекса RIM-7 Sea Sparrow малой дальности.
Последующие модернизации добавили авианосцу еще две пусковые установки NATO Sea Sparrow (NSSM) и три артиллерийские — Phalanx CIWS.
Первым командиром "Энтерпрайза" был капитан Винсент Пол де Покс (Captain Vincent Paul de Poix).
За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. Он участвовал в операциях в Средиземном море, Тихом океане, на Ближнем Востоке, поддерживал действия вооруженных сил США в большинстве конфликтов, включая "кубинский" кризис в 1962 году, войну во Вьетнаме, операции против Ирака и Ливии. Всего "Энтерпрайз" 25 раз выходил в море для участия в различных военных кампаниях США.
Служба первого атомного авианосца была неразрывно связана с многочисленными модернизациями. С января 1979 года по март 1982 года "Энтерпрайз" подвергся капитальному ремонту, который включил переделку конструкции островной надстройки и установки новых радиоэлектронных систем. Следующая крупная модернизация была проведена в 1990-1994 годах, в результате которой у корабля изменились даже размеры (максимальная длина уменьшилась до 335,7 метров, ширина по полетной палубе — до 76,5 метров), а срок его службы был продлен на 25 лет (до 2013 года). Позже на авианосце были оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями (Tactical Flag Communications Center — TFCC) и центр классификации и анализа данных о подводных целях (Antisubmarine Classification and Analysis Center-ASCAC), что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из обычного "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.
За время службы на корабле произошло несколько пожаров, самый сильный 14 января 1969 года. Тогда горячий выхлоп тягача, припаркованного рядом со штабелем неуправляемых авиационных ракет, привел к самозапуску одной из них. Ракета врезалась в топливный бак штурмовика, а это, в свою очередь, привело к разливу топлива на палубе, пожару, взрыву авиабомб и беспорядочному разлету оставшихся ракет. В результате катастрофы 27 человек погибли, 343 оказались ранены. Взрывы уничтожили 15 самолетов.
"Энтерпрайз" был торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. Ведутся работы по утилизации авианосца.
Предложение о превращении корабля в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца — его надстройка-остров, которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников