Повышение налоговой нагрузки на экспортеров могло бы привести к консенсусу между социальным и финансово-экономическим блоками правительства, так как позволило бы поставить точку в споре о судьбе пенсионной системы. Однако ни по одному из этих вопросов решение пока не найдено.
Работа над будущим бюджетом предстоит еще кропотливая и долгая. Вероятно, предвидя это, помощник президента Андрей Белоусов приехал на совещание в Ново-Огарево, вооружившись калькулятором. Правда, дебет с кредитом свести пока не удалось.
Ожидаемо одной из главных тем совещания стали предложения Минфина по увеличению налоговой нагрузки на нефтяников.
Вдобавок к прежним непопулярным инициативам — по повышению пенсионного возраста и сокращению индексации пенсий — Минфин выдвинул еще одну: увеличить НДПИ на нефть. Предложение финансового ведомства заключается в том, чтобы в 2016 году при расчете поступлений от НДПИ на нефть учитывать фиксированный курс рубля к доллару за 2014 год.
По оценке министерства, это даст федеральному бюджету в 2016 году дополнительные доходы в размере 609 миллиардов рублей, в 2017 году — 525 миллиардов рублей, а в 2018 году — 476 миллиардов. При этом негативно отразится на финансовых и операционных показателях нефтяных компаний.
Журналисты по дороге в президентскую резиденцию шутили, что глава крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть" Игорь Сечин должен приехать на совещание, даже если его не позовут, поскольку темы совещания касаются его непосредственно. В итоге Сечин оказался единственным представителем бизнеса на совещании. "Это совещание у президента, он приглашает, кого хочет", — сказал журналистам глава "Роснефти" перед началом встречи. Он уклонился от ответа, как изменения по НДПИ могут отразиться на работе компании.
"Напомню, что мы приняли решение не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес", — сказал Путин, открывая заседание. Однако дальнейшие слова главы государства звучали не слишком обнадеживающе для экспортеров. Президент отметил, что резкое ослабление курса рубля, которое привело к ощутимому падению реальных доходов населения, принесло компаниям-экспортерам существенные дополнительные доходы.
"Прошу правительство проработать вопрос направления в бюджет дополнительных доходов, получаемых нашими экспортерами в результате девальвации рубля", — сказал Путин. При этом он подчеркнул, что действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не ослабить экономику компаний-экспортеров, сохранить их инвестиционные возможности.
Рынки отреагировали на эти сигналы негативно. Акции компаний-экспортеров на Московской бирже усилили падение на фоне заявлений главы государства. Особенно заметно снизились акции металлургов и нефтегазовых компаний.
После совещания глава Минфина Антон Силуанов рассказал, что окончательного решения по НДПИ пока не принято. По его словам, обсуждались и различные предложения по экспортной пошлине на нефть, и эти вопросы будут решаться в комплексе.
Приоритетом бюджета, несмотря на все трудности в экономике, остается социальная сфера. "От наших решений будут зависеть и дальнейшие успехи нашей работы в самой важной сфере, ради успехов в которой мы и работаем — в социальной сфере", — подчеркнул Путин.
Однако выполнять социальные задачи государства за счет наращивания дефицита бюджета недопустимо — в следующем году, по словам Путина, он не должен превысить запланированных 3% ВВП. Помогать правительству в этих вопросах должен именно реальный сектор экономики, которому власти, в свою очередь, обещают оказывать всяческую поддержку.
"Мы должны развивать экономику и, опираясь на это развитие, решать социальные вопросы", — сказал президент.
В целом глава государства оценил ситуацию в экономике как непростую, но не критическую, и призвал кабмин принять выверенные решения по бюджету на 2016 год, направленные на укрепление экономического потенциала страны.
В итоге никаких окончательных решений в социальной сфере также не принято. Силуанов по итогам совещания только повторил озвученную ранее позицию: говорить о заморозке пенсионных накоплений сейчас не время. Накопления пенсионеров могут стать источником средств для инвестиций компаний, а также привлечения средств для самого Минфина, который планирует за счет внутренних займов погасить дефицит бюджета в 2016 году на 1 триллион рублей.
Не нашла поддержки и инициатива Минфина по индексации пенсий в 2016 году не по фактической (свыше 11%), а по прогнозной инфляции (5,5-7%).
Актуальная тема повышения пенсионного возраста на встрече и вовсе не поднималась.