БЕРЛИН, 22 сен — РИА Новости, Ангелина Тимофеева. Свежая и наиболее полная биография экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера была представлена в Берлине во вторник.
На презентации присутствовали автор книги, немецкий историк и публицист Грегор Шолген (Gregor Schoellgen), экс-канцлер Шредер и действующий канцлер ФРГ Ангела Меркель.
Присутствие Меркель вызвало накануне мероприятия наибольшее количество вопросов у журналистов: отношения между ней и Шредером, который познакомились в начале 1990 годов, можно было назвать напряженными, политические конкуренты — Меркель как член, а затем глава Христианско-демократического союза и Шредер как глава Социал-демократической партии Германии — пережили не одно острое столкновение на публике. Однако, как сказал Шолген, все дело в "глубоком уважении", которое всегда испытывали друг к другу оба политика. "Кроме того, это очень хорошая книга", — добавил автор.
Ранний варикоз и часы Берлускони
Оба канцлера — нынешний и бывший — не смогли удержаться от того, чтобы поведать собравшимся несколько историй друг о друге, которые с натяжкой можно было назвать дружественными.
"На представленных в книге фотографиях из личного архива Шредера я впервые увидела фотографии его отца и то, как они похожи друг на друга", — продолжала канцлер. Между тем в книге впервые упоминается тот факт, что отец Шредера, которого экс-канцлер практически не знал, был осужден за воровство.
Шредер не остался в долгу и вспомнил, как во время официальной передачи бюро ведомства канцлера Меркель в 2005 году она долго выспрашивала у него, где лежат секретные материалы. "Не знаю, помните ли вы эту маленькую историю — при передаче бюро вы спросили, где лежат секретные материалы. И я сказал: у нас нет их. А фрау Меркель говорит: что, и сейфа нет? Нет, говорю, сейф, конечно, есть. Я могу туда посмотреть, спрашивает она. Конечно, говорю. Она открывает дверцу, и что там лежит — часы Сильвио Берлускони", — со смехом рассказал Шредер.
"Нет, вы мне просто сказали, что там лежат часы Берлускони, и мы посмеялись", — неожиданно сказала Меркель. По ее словам, она прекрасно помнит церемонию передачи бюро ведомства канцлера с вручением "дежурного букета", но особенно ей запомнилось то, что в самом бюро ее ждал пирог. "Этого не показывали по телевизору. Но это было очень мило", — сказала Меркель.
Прагматизм Шредера раздражал Меркель
"Наши пути впервые пересеклись в 1990 годах, когда он был нижнесаксонским премьер-министром, а я министром окружающей среды. Ему была присуща безоговорочная вера в себя, прагматизм и желание бороться. Прагматизма, на мой вкус, было порой слишком много", — сказала Меркель.
Другая запомнившаяся Меркель встреча со Шредером состоялась в 1995 году, когда верхняя палата немецкого парламента, бундесрат должен был голосовать по проекту Меркель о борьбе со смогом. "Премьер-министр Нижней Саксонии обладал весомым голосом в бундестаге. Мы договорились по очень важным вещам… И потом премьер-министр Шредер говорит мне, а дело происходит в Бонне, в здании бундесрата, который было известно длинным коридором между залом пленарных заседаний и кабинетами фракций, а мне было необходимо переговорить с господином Шойбле и Колем, и он говорит мне: если вы не вернетесь через 5 минут, я уеду в Ганновер. И я бежала изо всех сил, боясь, что провалю этот важный закон", — рассказала Меркель.
Неудивительно, что после таких историй журналисты спросили обоих канцлеров, обащаются ли они между собой вообще, за исключением пресс-конференций. Шредер громко засмеялся, а Меркель ответила: "Мы знаем, что мы можем переговорить друг с другом по телефону".
Шредера удивила история семьи
По словам Герхарда Шредера, его удивила в новой книге подробно прописанная история его семьи. "Я практически не знал своего отца, своих дедушку и бабушку, не знал, например, что мой дед был военным врачом", — сказал экс-канцлер.
"Я что-то слышал об отце, знал, что он был разнорабочим в сельскохозяйственном секторе. Но я не знал, что он был осужден за воровство еды и одежды. Это удивительно — он бил своих детей, но не был за это наказан, то есть в те времена кража общественного имущества считалась более серьезным преступлением", — добавил Шредер.
"Моя мать не имела большого опыта любви, но имела талант дарить любовь всем, в том числе своим детям", — сказал экс-канцлер.
По его словам, основная часть книги посвящена политической деятельности, но это "менее интересно для меня, я же активно принимал в этом участие". "Немецкое послевоенное общество было открытым, что сделано возможным такие биографии, как моя. Я бы хотел, чтобы эта открытость была сохранена, чтобы такие карьеры, как моя, могли быть построены. Это всегда было мотивом моей политической деятельности", — добавил Шредер.
Миграционный кризис и политика
"Но, разумеется, вопрос о беженцев стал одним из крупнейших вызовов немецкой, и не только немецкой, но и европейской и мировой политике. Слава богу, предпринимается попытка добиться в Сирии мира. Я надеюсь, это получится сделать", — неожиданно сказал Шредер, добавив, что успех решения будет зависеть от того, "как быстро и как смело будет принята новая миграционная политика". "Оценить это мы сможем только после того, как будут сделаны надлежащие шаги", — добавил экс-канцлер.
Автор поблагодарил героя
Сидевший между двумя канцлерами на сцене автор Грегор Шолген заявил, что им была проделана огромная работа, которая продолжалась несколько лет. Он получил для работы в распоряжение полный архив канцлера Шредера. "Это первый канцлер ФРГ, который после ухода не забрал свой архив домой, чтобы спрятать его в подвале и править для будущих учебников истории, это первый подобный случай", — сказал Шолген.
Кроме того, историк провел беседы с почти 50 людьми из окружения своего героя. "Это люди из мира политики, спорта, культуры, экономики, в том числе действующий канцлер Меркель", — сказал Шолген. "Я помню, как вы рассказали мне о том, что в середине 90-х, когда политическая борьба между вами была особенно жаркой, вы якобы сказали: я тоже загоню его в угол, этот день однажды наступит", — сказал Шолген, обращаясь к Меркель.
Автор также выразил слова благодарности своим помощникам, издательской группе Random House, которая специализируется на выпуске биографий канцлеров ФРГ, и "лично вам, господин Шредер".
"Я не думаю, что биография Шредера типична для немецкой истории, что это правило. Ваша биография — это исключение, которое подтверждает правило", — сказал Шолген, обращаясь к Шредеру. По словам историка, "в ситуации, когда в послевоенной немецкой истории было потеряно целое поколение мужчин, пропавших без вести, убитых или попавших в плен, существовал запрос на личности, которые могли активно организовать жизнь". Он особенно отметил необходимость "самоиронии и критического взгляда на самого себя" для крупного политического деятеля. Шредер, по словам Шолгена, такими качествами обладает.