МОСКВА, 22 сен — РИА Новости. Масштаб военного присутствия России в Сирии сильно преувеличен, однако вопрос о расширении помощи Дамаску в борьбе с ИГ стоит на повестке дня, считают опрошенные РИА Новости российские военные эксперты.
Накануне газета Financial Times сообщила со ссылкой на источник в Москве, что Россия намерена разместить на строящейся авиабазе в сирийской провинции Латакия две тысячи человек. Размещение данного контингента будет знаменовать собой "завершение первого этапа российской военной миссии в Сирии".
Второй источник привел изданию данные о том, что в состав миссии будут включены как экипажи боевых самолетов, так и технический персонал. В свою очередь агентство Франс Пресс передает со ссылкой на источники в Вашингтоне, что РФ уже разместила в Латакии 28 военных самолетов.
По мнению главного редактора журнала "Национальная оборона" Игоря Коротченко, "непосредственную тяжесть сухопутной борьбы с "ИГ" должна нести сирийская армия, разумеется, вооруженная российским оружием".
"Очевидно, сегодня такое оружие перебрасывается сирийской армии, и аэродром в Латакии — ключевая точка, куда могут садиться российские военно-транспортные самолеты с грузами вооружения", — сказал Коротченко.
Говорить с определенностью о формате участия России в будущей совместной борьбе с ИГ можно будет только после выступления президента РФ Владимира Путина в ООН, которое должно состояться на следующей неделе, отметил эксперт.
Он напомнил, что сейчас "уже идут контакты на высшем уровне между Россией и Израилем по выработке соглашений, предотвращающих возможные инциденты между военнослужащими двух стран, а также в закрытом режиме — консультации между военными ведомствами и спецслужбами РФ и США".
"В этой связи очевидно, что как минимум авиационная компонента ВС РФ, а также средства для обеспечения ее безопасности в регионе будут задействованы", — полагает Коротченко.
Нужен мандат ООН
Президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков заявил, со своей стороны, что в Сирии есть российские специалисты, обучающие армию этой страны, а направление войск невозможно без согласия ООН.
"До тех пор, пока Российской Федерацией не получено официальное согласие со стороны Сирии и санкции со стороны ООН, каких-либо направлений войск туда быть не может. Все это пустая болтовня. У нас там имеются определенные контингенты, но это не военный контингент, а эксперты и специалисты, которых туда направляют для передачи техники и обучения личного состава сирийской армии ведению боевых действий с использованием этой техники — не более того", — считает Сивков.
Ведущий научный сотрудник Института проблем международной безопасности РАН, эксперт РСМД Алексей Фененко выразил мнение, что пока речь идет о лишь "демонстрации флага" ВС РФ в Сирии.
"Если сравнить называемые западными СМИ цифры с контингентами (Вооруженных сил СССР), участвовавшими в конфликтах на Ближнем Востоке второй половины ХХ века, тех же арабо-израильских войн 1967 и 1973 года, то это — ничтожное число. Очевидно, что речь пока идет о демонстрации флага, о присутствии. И второе — такие силы действительно готовы для борьбы с какими-нибудь нерегулярными формированиями, но отнюдь не для полномасштабных военных действий", — сказал Фененко.
Три сценария
Даже если предположить, что информация западной прессы соответствует действительности, речь идет о "небольших, локальных силах быстрого реагирования", считает собеседник агентства.
По его словам, в этой связи вырисовывается три варианта: первый — если сирийская армия находится в очень тяжелом состоянии, "тогда предстоит действительно серьезное наше вмешательство для разгрома ИГ, чтобы не получить террористов в Дамаске".
Второй вариант: если ВС Сирии пока еще в боеспособном состоянии, то речь тогда может идти только о российской поддержке с воздуха.
Третий сценарий: если у "Исламского государства" "появятся союзники среди других исламистских группировок, то тогда, возможно, помимо авиаударов, потребуется ограниченное вмешательство спецназа", прогнозирует эксперт.