МОСКВА, 20 сен — РИА Новости. Президент РЖД Олег Белозеров, назначенный 20 августа, за первый месяц работы поставил основные задачи перед менеджментом компании, сделал ряд важных заявлений, в частности, о разработке новой системы тарифов, и проинформировал о ситуации в компании президента России Владимира Путина.
Смена главы РЖД прошла достаточно быстро. Информация о планах Якунина покинуть РЖД появилась 17 августа, а уже 20 августа премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что Якунин подал заявление об уходе, и президентом РЖД назначен Белозеров. Соответствующие документы правительства были опубликованы в тот же день.
Без раскачки
Глава правительства на тогдашней встрече с Белозеровым отметил, что он опытный транспортник: давно занимается автодорогами; будучи первым замминистра транспорта, стал заниматься железными дорогами, и знает эту сферу весьма неплохо. Медведев напомнил, что РЖД — очень сложный организм, там работает больше миллиона человек, и от успешной работы компании зависит развитие экономики страны в целом.
Перечисляя основные задачи, стоящие перед новым главой компании, Медведев обратил внимание на ситуацию с бюджетом и инвестициями, а также на проблемы пассажирских перевозок.
Коллективу новый глава РЖД был представлен на следующий день, 21 августа.
СМИ писали о возможности ухода нескольких топ-менеджеров РЖД после прихода нового президента. Пока компанию покинул только вице-президент по корпоративной безопасности Александр Бобрешов.
Основные задачи
Белозеров на одном из первых совещаний назвал основной задачей успешное окончание года и выполнение установленного бюджетного задания. "Ситуация сложная, но вместе с тем уже по первым нашим результатам видно, что с задачей справиться мы можем", — добавил он.
Дал Белозеров поручения и в сфере пригородных перевозок, частности — по своевременному решению вопросов по тарифам и заключению с регионами договоров на транспортное обслуживание на 2016 год.
За первый месяц работы новый президент РЖД посетил несколько железных дорог — филиалов РЖД, провел встречи с представителями российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, Советом потребителей РЖД, открытым правительством, РСПП, Международным союзом железных дорог и т.д.
Первой зарубежной поездкой Белозерова стал визит в Ереван на Южно-Кавказскую железную дорогу ("дочка" РЖД), где он представил нового гендиректора.
Доклад президенту
В среду, 16 сентября, Белозеров докладывал о ситуации в РЖД президенту РФ.
Белозеров ответил, что по итогам 2015 года ожидается снижение погрузки на 1,8%, но компания принимает меры, чтобы показатель был лучше. "Мы считаем, что мы его несколько улучшим", — отметил глава РЖД.
Пассажирские перевозки снижаются, рассказал Белозеров, в основном из-за дальнего сообщения, прежде всего в международном сегменте — там сокращение составило около 40%. Президент РЖД отметил, что компания адресно работает по ключевым направлениям пассажирских перевозок, стараясь ориентироваться на клиентов. В частности, по многочисленным запросам запущены скоростные дневные пассажирские поезда.
Доходы компании за восемь месяцев выросли на 8,7% — до 1 триллиона рублей, себестоимость — на 7,3%, что в два раза меньше инфляции, производительность труда — более чем на 5%, зарплата — на 8,4%, рассказал Белозеров.
Он также заверил президента, что инвестпрограмма РЖД на этот год объемом 427 миллиардов рублей будет выполнена своевременно. Ее выполнение уже по итогам восьми месяцев составляет 101%.
Компания, напомнил глава РЖД, реализует проекты по модернизации БАМа и Транссиба, развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, занимаемся проектом высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Казань, развитием Московского транспортного узла и др.
Новые тарифы
Важным стало заявление Белозерова о планах разработать новую систему тарифов в течение трех месяцев.
"Поставили перед собой с коллегами приоритетные задачи: прежде всего, уточнить наши тарифы… В течение первых трех месяцев разработать серьезный концепт новый и выработать новые тарифы. Это будет касаться общих подходов", — заявил Белозеров на пленарной сессии Восточного экономического форума в сентябре.
"Я сомневаюсь, что это можно сделать быстро и безболезненно, так как система очень сложная, с множеством индивидуальных льгот и преференций. Кроме того, кризисная ситуация в макроэкономике затрудняет принятие радикальных решений", — отмечает аналитик.
Со своей стороны, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Поликарпов считает, что заявление президента РЖД абсолютно своевременно. Пересмотр тарифной системы действительно необходим, с чем согласно большинство участников рынка грузовых перевозок и федеральных органов исполнительной власти.
"Эта необходимость обусловлена изменениями технологических процессов и организационной структуры отрасли, связанными с процессом реформирования, изменением структуры перевозимых грузов, регуляторной среды, в том числе в части международных соглашений, а также трендами по развитию экономики России", — поясняет эксперт.
Каким будет рост грузового тарифа РЖД на 2016 года, пока не решено окончательно. Обсуждается размер индексации от 7,5% до 10% и возможность выделения субсидии.