Захар Виноградов, РИА Новости
Особенностью выборов в местные органы власти на Украине является то, что они — третий фиксируемый этап формирования общества после государственного переворота (по украинской версии — "революции достоинства"). Первый — президентские выборы мая 2014 года, когда к власти пришел президент Петр Порошенко, второй этап — досрочные осенние выборы того же 2014-го в Верховную раду и, наконец, нынешние, которые должны сформировать широкий контекст местных органов — поселковых, районных и городских советов одновременно с избранием мэров всех городов Украины.
Украинский предвыборный контекст
Если посмотреть на парадигму происходящего, то неминуемо делаешь вывод — каждый этап формирования нового общественного уклада страны был не приближением к демократическому обществу с широким участием населения страны в формировании органов власти, а его деградацией.
Петр Порошенко шел на выборы как "президент мира" — от него ждали прежде всего прекращения войны на востоке (антитеррористической операции, развязанной его предшественником на посту и. о. президента Александром Турчиновым). Но легитимный президент Порошенко, наоборот, вопреки ожиданиям избирателей, не только не остановил войну, а направил в Донбасс еще больше живой силы и вооружения.
Парламент страны, избранный в октябре прошлого года, должен был сформировать легитимный орган власти, который, как предполагалось, выведет Украину из экономического, социального и политического коллапса. Но избранная Верховная рада, наоборот, усугубила противостояние в обществе, милитаризировала его, вольно или невольно способствовала приближению дефолта страны и, наконец, попросту радикализировала процесс политического противостояния.
Нынешние местные выборы, которые состоятся через несколько недель, однозначно ставят точку в Минских соглашениях — ясно, что они уже не выполняются в основной политической части. Кроме того, очевидно, что эти выборы еще более укрепляют позиции олигархов, против которых и был направлен основной пафос Майдана 2013-2014 г.г.
Порошенко vs Захарченко: кто сорвал выполнение Минских соглашений
"Информационная бомба" взорвалась 16 сентября, когда глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко сообщил, что издал указ о назначении местных выборов на этой территории на 18 октября.
Разведение сроков выборов (18 октября — в ДНР и 25 октября на остальной части Украины) дало основание политическим оппонентам Донбасса и официальным украинским политикам утверждать, что Захарченко и является главным виновником срыва Минских соглашений.
Дело в том, что пункты 4, 9 и 11 Минских соглашений, действительно, однозначно диктуют, что:
— во-первых, местные выборы на Украине, в том числе и на территории ДНР и ЛНР, должны проходить по украинскому законодательству. То есть в единые для всей страны сроки и по единому законодательству.
— во-вторых, именно местные выборы "запускают" механизм "всеобъемлющего политического урегулирования", результатом которого для Украины становится "восстановление полного контроля над государственной границей".
— в-третьих, именно местные выборы должны на практике реализовать "проведение конституционной реформы на Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию".
Следствием срыва Минских соглашений, как пишут украинские СМИ, станет новая волна санкций против России со стороны США и ЕС. И, чтобы показать пример непримиримости к "агрессору", сорвавшему минский процесс, президент Порошенко в тот же день, 16 сентября, подписал указ, "которым Украина вводит санкции для тех, кто причастен или одобряет аннексию Крыма и выступает на стороне РФ и сепаратистов в конфликте на Донбассе". Спустя сутки с небольшим санкционные списки с сайта президента исчезли, но совсем по другой причине (их полного несовершенства).
Главное же осталось — украинское руководство обвиняет Россию в срыве Минских соглашений из-за позиции Александра Захарченко относительно местных выборов.
Но тут есть лукавство. Во-первых, назначая местные выборы на территории Украины, власти страны и не собирались проводить выборы в мятежном Донбассе. Более того, существует список избирательных участков (более 150), которые, хотя и находятся на территории контролируемой Вооруженными силами Украины, исключены из избирательного процесса по причине "невозможности обеспечить там свободное волеизъявление граждан". Что уж говорить о мятежных ДНР и ЛНР.
Во-вторых, пункт 4 Минских соглашений прямо указывает, что должен состояться "диалог о модальности местных выборов в соответствии с украинским законодательством".
А никакого диалога не было. Очевидно, что руководство мятежных регионов в течение нескольких недель ждало такого диалога. Известно, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на прошлой неделе заявил, что власти ДНР и ЛНР готовы провести выборы по украинскому законодательству. Однако президент Украины Петр Порошенко однозначно заявил, что не пойдет ни на какие переговоры с главами самопровозглашенных республик Захарченко и Плотницким. Только после этого заявления президента Украины глава ДНР и объявил о том, что назначает выборы территории подконтрольной ему республики на 18 октября.
И кто же в таком случае является виновником срыва Минских соглашений? Не тот ли, кто отказался обсуждать "модальность проведения местных выборов", то есть — Петр Порошенко и остальные высшие органы власти Украины?
Не исключено, что после выборов в местные органы власти, то есть в конце октября-начале ноября, на Украине начнется новый этап вооруженного противостояния сторон.
Олигархи на политической карте Украины
Основными игроками на остальной части Украины являются парламентские партии: "Блок Петра Порошенко-Солидарность", "Батькивщина" во главе с Юлией Тимошенко, "Самопомощь" львовского мэра Андрея Садового, Радикальная партия Украины Олега Ляшко и "Оппозиционный блок", состоящий в основном из бывших регионалов. Лидер предвыборной кампании в нынешнюю Верховную раду (осень 2014 года) "Народный фронт" Арсения Яценюка, по мнению социологов, проводивших опросы нынешним летом, опустился на уровень социологической ватерлинии — то есть имеет поддержку — 1,5-2 процента населения страны. У "Свободы" и "Правого сектора", опять же по мнению украинских социологов, дела получше — они вплотную приблизились к 5-процентному барьеру, открывающему им прохождение в местные органы власти.
Тут бы, конечно, было хорошо привести не мнения, а реальные цифры социологических исследований. Но вот незадача, несмотря на огромный интерес украинской и зарубежной общественности к предстоящим выборам в местные советы, свежей открытой социологии, на которую можно было бы сослаться, нет. Последние данные относятся к середине-концу июля.
Однако с того времени на Украине прошло много важных политических событий, которые могли существенно изменить картину электоральных предпочтений. Например, вооруженное противостояние правительственной Национальной гвардии и митингующих радикалов у здания Верховной рады 31 августа; заявление ряда партий, входящих в правящую коалицию, о формальном ("Радикалы" Ляшко), а для других неформальном ("Батькивщина" и "Самопомощь") выходе из нее. Да и само голосование за проект изменений в конституции страны могло существенно повлиять на симпатии украинцев.
Отсутствие социологии — не ошибка и не случайность, а, скорее всего, продуманная тактика — слишком очевидным становится расхождение партийных лозунгов и народных ожиданий. Неслучайно лидер "Батькивщины" Юлия Тимошенко на днях заявила, что ее политическая сила, оставаясь в правящей коалиции, не будет участвовать в голосовании по каким-либо иным законопроектам, кроме тех, которые обеспечивают снижение коммунальных тарифов и улучшение социальных стандартов для населения.
Причина понятна — электорат загнан в сложную социально-экономическую ситуацию, по многим показателям страна за полтора года нынешнего руководства опустилась в общемировых рейтингах в самый низ таблиц социальных стандартов.
Другая сторона предстоящих выборов, о которой предпочитают не говорить украинские политики — нынешние партии будут представлять в будущих местных советах не политические проекты, а стоящих за ними олигархов.
"Блок Петра Порошенко" — не только президента, но и олигарха Петра Порошенко и его бизнес-партнеров. Оппозиционный блок обеспечивает интересы олигархов Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, чьи бизнес-партнеры и родственники возглавляют эту политсилу. Радикальная партия Олега Ляшко, по свидетельству руководителя Фонда "Украинская политика" Костя Бондаренко, работает на олигарха Игоря Коломойского, а "Батькивщина" Юлии Тимошенко, по утверждениям украинских СМИ, успешно провела переговоры и с Игорем Коломойским, и другим украинским олигархом Константином Живаго и будет представлять их интересы.
Иными словами, настоящая борьба развернется на выборах не между партиями, а между стоящими за ними олигархическими кланами.
Только надо иметь в виду, что помимо прекращения действия Минских соглашений по вине украинской власти в стране после выборов начнется битва олигархов не просто за раздел политического поля Украины, а за последние лакомые куски госсобственности, делить которую Кабмин Украины наметил в следующем 2016 году. А это к гражданскому конфликту на востоке прибавляет и большую экономическую войну по всей стране.