В преддверии празднования Курбан-байрама (праздника жертвоприношения) и официального открытия московской Соборной мечети председатель Совета муфтиев России (СМР) шейх Равиль Гайнутдин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Радику Амирову, как собирали деньги на реконструкцию Соборной мечети в Москве и в каком районе города будет построен еще один мусульманский храм.
— Уважаемый Равиль-хазрат, в первую очередь разрешите поздравить вас и многомиллионную мусульманскую умму (общину) с величественным праздником Курбан-байрам и открытием мечети в российской столице.
— Спасибо! Действительно, в эти дни у нас знаменательные события, о которых вы сказали. Для нас, приверженцев ислама, это и праздник, и большая ответственность перед всей многонациональной и поликонфессиональной страной. Мы заканчиваем строительство Соборной мечети, таким образом мы готовимся к предстоящим событиям исторического значения. То, что мы обещали мусульманам Российской Федерации, выполнили в полной мере. И я теперь относительно спокоен. Повторю, относительно. Пока еще остаются кое-какие мелкие работы по благоустройству территории, однако в целом работа выполнена полностью.
Это один из самых крупных мусульманских храмов в Европе, пожалуй, и в мире тоже. Широкая, светлая, комфортная, удобная — общая площадь мечети после реконструкции составляет 18,9 тысячи квадратных метров. Она шестиэтажная, оснащена шестью лифтами и всем необходимым оборудованием для людей с ограниченными возможностями. Высота купола составляет 46 метров, а диаметр — 27 метров. Свободно уместиться в мечети смогут до 10 тысяч молящихся одновременно. Молельные залы, конференц-залы, гостиницы, библиотеки и многое другое — все готово для верующих.
Словом, здесь представлен весь спектр современного объекта. Это не просто мечеть в привычном для нас понимании. Это целый исламский комплекс в самом центре Российской Федерации. Москва по праву может гордиться этим архитектурным ансамблем.
Очень важно отметить, что открытие мечети пройдет в год 70-летия Победы. Мусульмане СССР и России являлись и являются патриотами своей Родины, защита Отечества есть прямая обязанность правоверного. Поэтому именно с этого места с молитвой за Родину на фронт Великой Отечественной отправлялись татары и башкиры, кумыки, узбеки, таджики, многие, очень многие представители мусульманских народов.
— Вписывается ли исламский храм в облик Москвы?
— Московская Соборная мечеть не выделяется, а именно вписывается в архитектурный ансамбль столицы. При строительстве мы учли многие пожелания архитекторов. В ходе многочисленных консультаций, в том числе с властями, было принято решение, согласно которому было принято следующее. Соборная мечеть нашей столицы должна соответствовать, как я уже сказал, облику Москвы. И она соответствует! Наш храм не похож ни на турецкую, ни на марокканскую, ни на другие мечети в других местах земного шара. Она московская, она российская! С обликом, исполнением, дизайном, узорами, орнаментом, минаретами, куполами — все это соответствует отечественному духу.
— Можете ли рассказать, Равиль-хазрат, кто финансово помогал и поддерживал строительство?
— Я мог бы перечислять и перечислять имена и фамилии. Мог бы долго занимать и ваше и свое время. Но делать этого не буду. Я скажу только то, что многие соотечественники с первых дней строительства приносили свои кровно заработанные деньги. Это простые ветераны войны и труда, простые рабочие, служащие. Военнослужащие. Врачи. Обычные предприниматели. Такие крупные бизнесмены, как Сулейман Керимов.
Но к нам приходили и русские, обычные православные люди: "А можем ли мы внести свою лепту? У нас немного денег, но все же мы решили вас, мусульман, поддержать". Пожалуйста! Как им отказать?! Как мы можем отказать своим соотечественникам, решившимся на благое дело, — пожалуйста, спасибо вам еще раз от лица правоверных!
От имени всей нашей общины я говорю всем тем, кто принес хотя бы рубль на строительство мечети, — огромное вам спасибо! В своих молитвах мы будем возносить Всевышнему просьбу помочь тем, кто сообща строил наш мусульманский храм.
— А была ли помощь из-за рубежа?
— Мы, российские мусульмане, построили нашу мечеть на собственные средства. Посчитали нужным, что должны справится своими силами. Конечно, единоверцы из-за рубежа тоже оказывали помощь. Например, со стороны Турецкой Республики была поддержка — это двери для храма, другие необходимые предметы интерьера, материалы. И им тоже спасибо за внимание и заботу!
Вот многие ошибочно думают, что стоит лишь выехать в арабо-мусульманский мир, рассказать о проектах, направленных на поддержку единоверцев в России, — и тебе деньги рекой потекут. Не потекут!
Я, как духовный лидер мусульман России, не раз и не два раза встречался с шейхами, хозяевами и главами крупнейших корпораций, бизнесменами богатейших стран. Да, выслушают, да покивают: "Ах, благое дело делаете!". И на этом все. "Аллах вам в помощь!".
Не нужно строить иллюзий: проблемы российских мусульман за рубежом никто на свои плечи не возьмет. Поэтому мы сами решаем и будет решать свои задачи здесь, в России, у себя дома.
Тут я должен отметить один важный эпизод. Во время визита в Москву глава Палестинской автономии Махмут Аббас привез нам материальную помощь на возведение мечети. Сумму, эквивалентную 25 тысячам долларов. Лидер Палестины тогда сказал: "Эти деньги от имени палестинских детей. Им сейчас многого не хватает, и они могли бы купить на это что-то себе. Но они решили передать эти средства на возведение мусульманского храма в столице России. Возьмите, уважаемый муфтий, эти средства и продолжайте строить". Вы знаете, я считаю это подвигом маленьких палестинцев. Это просто человеческий подвиг!
— Не можем не спросить о мигрантах, большая часть которых является мусульманами. Они заполонили Европу. Почему там так все проблематично, уважаемый муфтий, с вашей точки зрения?
— Там, в Европе, оказались не готовы к такому потоку беженцев. Не готовы никак! И беженцев оказалось многое количество, и в наведении порядка, например при получении документов, настоящий бардак. Одни страны "перекидывают" беженцев дальше, а какие-то страны мусульман вообще отказались пускать!
Конечно, многие смотрят на эти кадры по телевидению, говорят о том, какие же "эти мусульмане дикие". А куда им идти? На что жить? Что будет с ними и их детьми?
А кто бомбил и бомбит Сирию? Кто бомбил Ирак? Кто устраивал хаос на Ближнем Востоке? Кто выгонял этих людей с родины? А кто привозит на Ближний Восток голливудских сценаристов и режиссеров, которые за большие деньги снимают и монтируют специально по заказу боевиков ИГИЛ расстрелы мирных граждан?
Вот мой ответ — те, кто якобы принимают сейчас этих беженцев в разрезе "гуманитарной миссии". Я говорю о европейских странах. Те и устроили эту бойню вместе с США.
— Равиль-хазрат, а если за эти слова вы попадете в список тех, кому запрещен въезд в страны ЕС или США?
— Я духовное лицо и должен говорить только правду! Я буду говорить только правду. Не пустят на Запад, так не пустят. Невелика беда. Я им кланяться не буду.
Сначала этих людей выгнали из родных краев, а нынче гоняют по Старому свету, унижая, смеясь и издеваясь над ними. Сколько человек переплывали Средиземное море при правлении Каддафи?! Ни одного! А теперь Средиземное море стало кладбищем беженцев. Это трагедия.
Да, у нас тоже после распада СССР были миграционные потоки. Но мы все сделали очень спокойно и уверенно, мы сделали цивилизованно. Хочешь стать россиянином? Пожалуйста! Не нарушай закон, учи русский язык, соблюдай порядок, уважай традиции и обычаи местного населения, честно работай.
А кого двадцать лет назад Россия не приняла? Приняла всех желающих. Это не только бывшие республики СССР. Это индийцы, граждане Вьетнама, Пакистана, стран Ближнего Востока. Я сам лично читал никах (обряд венчания — ред.) дочерям покойного лидера Афганистана Бабрака Кармаля!
Я хочу сказать, что Россия — добрая душа. У нас человеческое отношение к людям. Это помощь ближнему. Сострадание к нищему. Это выработано веками и составляет духовную ценность нашего Отечества, нашего многонационального российского народа.
— Равиль-хазрат, а вы помните тот старый зеленый забор вокруг старой мечети четверть века назад?
— И 0,4 га — это 40 соток земли?! Конечно, помню. На этой территории умещались мечеть, административное здание, хозяйственные постройки. Тогда, в советский период и первые годы постсоветского времени, верующим этого почти хватало.
Но пришло новое время, новые возможности для возведения нового мусульманского храма. Недавно мы объявили, что кроме Соборной мечети в Москве будет также возведен и другой мусульманский храм. Где именно и когда, точно я не скажу, потому что опыт показал: мало объявить о своих намерениях, в первую очередь для масштабного строительства необходимо провести консультации, поделать массу технической работы, согласования. Все это также требует многого времени. Одно могу сказать точно — мы планируем возведение еще одной мечети на территории Новой Москвы.
— Кто из государственных лидеров, политических деятелей будет принимать участие в торжественном открытии Соборной мечети Москвы?
— В Москву на это поистине историческое событие прибудут лидеры многих государств, в том числе президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, признанные лидеры государств Азии, а также Европы и всего арабо-мусульманского мира.
Мы уверены, что и президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, пользующийся большим авторитетом у мусульман России, также примет участие в торжественной церемонии открытия московской Соборной мечети 23 сентября этого года.