Малазийский бизнес проявляет активный интерес к российскому рынку, несмотря на прошлогоднюю катастрофу Boeing авиакомпании Malaysian Airways и ухудшение экономической ситуации в РФ. О том, какие совместные проекты прорабатываются компаниями двух стран, нужны ли российские товары на малазийском рынке, рассказал в интервью РИА Новости торговый представитель России в Малайзии Алексей Слизков.
— Чувствует ли российский бизнес в Малайзии дискомфорт после прошлогодней катастрофы малазийского самолета? Сказывается ли каким-то образом на работе российских предпринимателей в Малайзии эта ситуация?
— Прошлогодняя катастрофа малазийского "Боинга" не могла не отразиться на отношениях с российскими предпринимателями и бизнес-кругами. Поначалу реакция малазийского правительства была острой и непримиримой, были даже попытки пикетов и демонстраций у российского посольства.
Но со временем ситуация стала сглаживаться и практически нормализировалась, а правительство заняло сбалансированную и взвешенную позицию. Все успокоилось после заявления премьер-министра Малайзии о том, что рано делать выводы без опубликованных окончательных результатов расследования.
Второй всплеск эмоций появился по мере приближения годовщины трагедии, когда ожидались результаты расследования.
В этот период со стороны отдельных государственных структур наблюдалась определенная сдержанность, "резервирование" позиций. Все ждали определенности и разрешения данной ситуации в ООН. Развитие событий могло быть совершенно разным, не исключались и острые конфликтные ситуации. Но все прошло спокойно и не привело к ухудшению наших двусторонних отношений. На мой взгляд, многие малазийцы понимают, что вины России нет в данном инциденте.
— Какие совместные проекты обсуждались с представителями малазийских бизнес-кругов во время недавнего визита в Куала-Лумпур главы российского МИДа Сергея Лаврова?
— Какие-либо конкретные проекты не рассматривались, было общее обсуждение перспектив экономического сотрудничества с Россией, включая инвестиции, сотрудничество в финансовой сфере, возможность применения инструментов исламского финансирования в России.
Малайзия себя позиционирует как один из мировых центров исламского банкинга, этому придается большое значение, и этот сектор растет в несколько раз быстрее, чем остальной финансовый сектор Малайзии.
Россия одна из стран, где помимо других религий и концессий, широко представлено и мусульманство. Вполне вероятно, что в дальнейшей перспективе будет рассмотрена возможность исламского финансирования.
— Какие российские и малазийские проекты прорабатываются в настоящее время?
— Проработка возможности больших проектов действительно ведется по целому ряду отраслей, это авиастроение и энергетика.
Мы чувствуем интерес малазийских компаний к развитию и углублению сотрудничества с Россией.
Малайзия проявляет интерес к российской наукоемкой продукции и технологиям. Наиболее перспективными для сотрудничества в этом отношении представляются такие области, как энергетика (в том числе использование возобновляемых и нетрадиционных источников энергии), коммерческое освоение космоса, разведка и добыча полезных ископаемых, в том числе с использованием космической техники, информатика и телекоммуникации.
Интересны и проекты в области медицины и биотехнологий. Здесь можно отметить создание совместного предприятия для производства вакцины против лихорадки Денге на основе российских технологий генной инженерии.
В качестве примера могу привести деятельность в Малайзии "Лаборатории Касперского". Региональным представительством "Лаборатории Касперского" и группы компаний Infowatch в малазийском городе Петалинг Джайя создана лаборатория, которая позволяет воспроизводить различные корпоративные IT-среды и проводить демонстрацию работы продуктов компании, проводить их адаптацию к условиям заказчика. Компания занимает доминирующее положение на малазийском рынке антивирусного программного обеспечения.
Наше сотрудничество носит двусторонний взаимовыгодный характер. Малазийские компании также инвестируют и приносят свои технологии на российский рынок. В этой связи можно отметить инвестиционный проект по строительству завода по производству ДСП из отходов лесной промышленности (между компанией "Римбунан Хиджау" и администрацией Хабаровского края, объем инвестиций порядка 100 миллионов долларов), который сейчас успешно работает.
На малазийском рынке отсутствовал российский уголь, и сейчас мы ведем переговоры о поставках угля. Конкуренция очень высокая, тем не менее мы надеемся, что все-таки удастся договориться. Переговоры ведет "Мечел", и это довольно приличные объемы.
— Заинтересованы ли авиакомпании Малайзии в эксплуатации SSJ и других российских самолетов?
— Сейчас пока сложно об этом говорить. В Малайзии всего четыре авиакомпании. Две крупные и две совсем маленькие. Из крупных — это национальный авиаперевозчик MalaysiaAirways, который находится сейчас в очень тяжелом состоянии, и они совсем не в том положении, чтобы вести обсуждения о приобретении новых самолетов.
Две трагедии, произошедшие в течение прошлого года, нанесли серьезный удар по имиджу авиакомпании и, как следствие, по ее экономическим показателям. Она и до этого находилась в очень тяжелом финансовом положении. В настоящий момент проводится серьезная реструктуризация всей компании. По сути, на ее базе создается новая авиакомпания, пришел новый менеджмент, основная задача которого исправить финансовое положение, то есть пока не до закупок новых самолетов.
Крупная авиакомпания AirAsia, являющаяся местным дискаунтером, имеет укомплектованный современный парк из аэробусов, порядка 120 самолетов. Они уже заключили "мягкий" контракт на поставку нескольких сотен аэробусов.
Хотя я бы не исключал в будущем поставок МС-21, потому что речь идет о перспективе, мы ведем с ними обсуждения по данному вопросу и не исключаем возможность приобретения.
А если говорить о маленьких компаниях, то у них всего несколько самолетов. Но там возможен другой вариант — лизинг, тоже определенная ниша для наших самолетов, но это, скорее, связано с перспективой, чем с сегодняшним днем.
— Настораживает ли малазийский бизнес сегодняшняя ситуация на российском рынке: ослабление рубля и ухудшение экономической ситуации в целом?
— Нет, испуга как такового нет. Малайзия и сама сейчас не в самой лучшей экономической ситуации, потому что весь тот комплекс внешних факторов, который влияет на Россию, кроме санкций, влияет и на Малайзию.
Малазийские бизнесмены, к сожалению, не так много знают о России. Но в то же время это является и привлекательным моментом.
Ко многим приходит понимание, что сейчас благоприятное время для выхода на российский рынок. Тот интерес, который был проявлен малазийским бизнесом в ходе проведенных недавно мероприятий, не то что неожиданность, но приятно удивил.
Сейчас есть понимание, что ситуация в российской экономике способствует входу на наш рынок, хотя, конечно, до практических шагов в этом плане еще далеко.
Усилилось взаимодействие по линии торгово-промышленных палат, научных и университетских центров, а также отраслевых союзов и объединений. Возобновлена деятельность российско-малазийского делового совета, хотя она пока не приняла регулярного характера.
Тем не менее существует серьезный недоиспользуемый потенциал дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества.
Надеюсь, что в этом году будет завершена длительная работа и мы подпишем межправительственное соглашение о создании российско-малазийской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству, что обеспечит новый формат взаимодействия и позволит вывести торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество между нашими странами на новый уровень.
Планирую, что заработает рабочая группа высокого уровня по продвижению инвестиционных проектов, договоренность о создании которой была достигнута на встрече министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева и министра внешней торговли и промышленности Малайзии Мохамеда Мустапы в конце прошлого года.