Рабочие факультеты (рабфаки) — общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920-1940-е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования.
Октябрьская революция 1917 года привела к коренному преобразованию университетского образования в стране.
Правилами приема в вузы, установленными декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1918 года, трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу без документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Но так как у большинства желающих поступить в вуз не было соответствующей подготовки, с 1919 года в ряде университетов страны была развернута сеть подготовительных курсов (рабочих факультетов), которая должна была обеспечить необходимый уровень знаний поступающих.
Законодательно система рабочих факультетов была оформлена декретом СНК РСФСР "О рабочих факультетах" от 17 сентября 1920 года.
На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на рабочих факультетах приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. Лица нефизического труда принимались при наличии 3-х лет (позже 4-х и 6-ти лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест.
В 1921/1922 учебном году на дневных отделениях рабочих факультетов был установлен трехлетний срок обучения, на вечерних — четырехлетний.
На 1 апреля 1921 года в стране было 59 рабочих факультетов, на которых обучалось в целом около 25,5 тысяч учащихся. К 1932/1933 учебному году работало свыше одной тысячи рабфаков, на которых обучалось около 350 тысяч человек.
В 1925 году рабфак окончили 6,8 тысяч человек, более половины из них поступили в технические вузы. За 1926-1929 годы в высшую школу поступило около 25 тысяч рабфаковцев.
В целях развития высшего образования среди нерусских народов на рабочих факультетах создавались национальные отделения. Срок обучения на таких отделениях и факультетах увеличивался до 4-5 лет, организовывались подготовительные группы. Образовательный ценз, в зависимости от местных условий и культурного уровня населения, мог снижаться до элементарной грамотности, например, знания первых правил арифметики. В 1924 году в РСФСР имелись два национальных рабфака и 12 отделений, в 1928/1929 учебном году — шесть национальных рабфаков и 36 отделений, охвативших свыше 40 национальностей.
В 1920-е годы рабочие факультеты являлись, по сути, краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920-1930-х годов, в рамках реформы высшего образования, они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения.
С 1933/1934 учебного года все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы для рабочих-производственников. Программы рабочих факультетов стали составляться на основе программ десятилеток. Постепенно рабфаки превращались в общеобразовательные школы обычного типа, а их количество неуклонно сокращалось. В конце 1930-х — начале 1940-х годов рабфаки были упразднены (последний был закрыт в Москве в октябре 1941 года).
В 1960-е годы в СССР при некоторых вузах и промышленных предприятиях стали появляться школы для рабочих-производственников с целью подготовки в вузы рабочих, уже имевших среднее образование. Массовое появление "рабфаков" нового типа привело к организации при вузах специальных подготовительных отделений, ставших впоследствии структурной частью вузов (постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 августа 1969 года "Об организации подготовительных отделений
при высших учебных заведениях").
Материал подготовлен на основе информации открытых источников