Рейтинг@Mail.ru
Битва за Британию: хроники пикирующих "Юнкерсов" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Битва за Британию: хроники пикирующих "Юнкерсов"

© AP Photo / British Official PhotoБомбардировщик Хейнкель He-111 над Лондоном
Бомбардировщик Хейнкель He-111 над Лондоном
Читать ria.ru в
15 сентября англичане будут отмечать День битвы за Британию, в юбилейный, 75-раз. В этот день, в 1940 году королевские ВВС сбили более 50 самолетов люфтваффе. В ходе этой ожесточенной компании Второй мировой немцы потерпели поражение и перенесли свою агрессию на СССР. Вспоминает Сергей Варшавчик.

Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"

Блицриг на континенте

Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju 87
Битва за Британию (1940-1941)
Начало битвы за Британию иногда датируют концом мая 1940 года, когда немецкие бомбардировщики встретились в небе Франции с британскими истребителями "спитфайр", прикрывающими эвакуацию английских войск из окруженного Дюнкерка. В результате боя один из бомбардировщиков "дорнье-17" был сбит, два серьезно повреждены, а остальные отогнаны от цели. Но это, скорее, была проба сил. Основные сражения были впереди.

Компания во Франции прошла столь стремительно, что сильнейшая армия Европы (каковой прежде считалась французская), оказалась разгромлена менее, чем за два месяца. Вместе с ней потерпел поражение и британский экспедиционный корпус, который с большим трудом удалось эвакуировать из Дюнкерка.

22 июня 1940 года Франция капитулировала, и перед высшим руководством Германии встал вопрос: что делать дальше? Казалось, что Вторая мировая — окончилась. В беседах со своими генералами Гитлер заявлял, что готов заключить с Великобританией сепаратный мир, чтобы сосредоточиться на своей главной цели — борьбе с большевистским режимом СССР.

Главная цель — СССР

По его поручению, в июне Верховное командование вермахта приступило к разработке плана нападения на Советский Союз, вошедшего в историю под названием "Барбаросса". Начальник генерального штаба сухопутных войск генерал Франц Гальдер записал 30 июня 1940 года в своем дневнике о том, что Гитлер считает первостепенным направлением — Восток. Что же касается Англии, то, по мнению фюрера, в отношении её придется продемонстрировать еще раз силу, чтобы она прекратила сопротивляться и развязала бы германской армии руки для войны с СССР.

К тому времени вместо "умиротворителя" Гитлера Невилла Чемберлена премьер-министром Соединенного Королевства стал воинственный Уинстон Черчилль, который занял также пост военного министра и пообещал англичанам, что будет вести войну с Германией до победного конца.

16 июля Гитлер отдал приказ о подготовке десантной операции по высадке на Британские острова под названием "Морской лев". Ее предполагалось осуществить не позднее середины сентября (до начала осенних штормов) силами 25 пехотных дивизий, которые должны были быть высажены в южной части Англии, а затем наступать на Лондон.

Бессилие германского флота

Морские пехотинцы Балтийского флота в засаде в Финском заливе
Полярные конвои для России
Но для этого надо было преодолеть вначале пролив Ла-Манш. Немецкий же флот в ходе завоевания Норвегии весной 1940 года понес тяжелые потери от британских ВМС, лишившись более 40 кораблей, среди которых были тяжелый крейсер "Блюхер", крейсера "Карлсруэ" и "Кенигсберг". Другие суда были повреждены — например, линкоры "Шарнхорст", "Гнейзенау", карманный линкор "Лютцов", тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" и некоторые другие.

Было очевидно, что в ходе будущего морского вторжения мощнейший английский флот, насчитывающий почти 30 линкоров и крейсеров, нанесет немецким военным морякам еще более тяжелые потери, не говоря уже о транспортах с десантниками, которых заранее можно было считать покойниками.

Гитлеру и его окружению стало понятно, что на помощь кригсмарине должно придти люфтваффе, чтобы завоевать господство в воздухе и нейтрализовать вражеские корабли. А для этого, в свою очередь, необходимо разгромить королевские ВВС.

Выбомбить Англию из войны

Германские пилоты отлично показали себя в ходе предыдущих компаний, служа (наряду с танковыми войсками) ударным орудием блицкрига.

Они накопили немалый боевой опыт и были готовы к новым сражениям. Но на этот раз летчикам рейхсмаршала Германа Геринга предстояло проверить на практике доктрину итальянского генерала Джулио Дуэ о том, что победу над врагом добудет одна авиация — разбомбив важнейшие промышленные объекты противника.

С начала июля 1940 года немцы начали атаковать британские морские конвои в Ла-Манше и наносить удары по морским базам в Британии. К началу августа положение столь осложнилось, что движение судов в дневное время британским морякам пришлось прекратить.

19 июля, выступая в рейхстаге, Гитлер предложил англичанам заключить с ним мир, заявив, что в последний раз предлагает им это сделать.

22 июля правительство Великобритании ответило официальным отказом. Единственным способом решения "английской проблемы" остались ВВС Германии.

"Ряды идиотов"

Дым от пожаров в Лондоне, вызванных массированной бомбардировкой города немецкой авиацией. 7 сентября 1940
Операция немецкой авиации "Лондонский блиц"
С 8 августа немцы сконцентрировали удары непосредственно против британской авиации — били по базам, аэродромам, а также по авиационным заводам и мастерским по ремонту. Бои в воздухе сразу же приняли ожесточенный характер.

На стороне люфтваффе было, в первую очередь, численное преимущество — четыре тысячи самолетов против двух тысяч у англичан.

Во-вторых, британская истребительная авиация готовилась воевать, в основном, с вражескими бомбардировщиками. А потому в начале компании королевские пилоты совершали ту же ошибку, которую впоследствии повторят советские летчики — летали плотными группами по три самолета. Данное построение, при котором достаточный обзор имел только ведущий, приводило к серьезным потерям от немцев, которые презрительно именовали своих противников "рядами идиотов".

Истребители же люфтваффе применяли систему пары "ведущий — ведомый", где первый высматривал жертву, а второй, находясь чуть выше, зорко оберегал своего напарника от ударов врага. Следуя тактике свободной охоты, пилоты "мессершмиттов" сбили в небе Южной Англии немало британцев, подстерегая их во время взлета или посадки или в тот момент, когда те выходили из боя, чтобы пополнить свой боезапас.

Глаза и уши туманного Альбиона

Однако и англичан были свои "сюрпризы". Они широко применяли радиолокационные станции обнаружения немецких самолетов, что позволяло заранее поднимать в воздух в том или ином направлении достаточное количество истребителей. Помимо этого служба радиоперехвата, слушая переговоры германских летчиков, почти безошибочно устанавливала численность атакующих, а так же их географические цели. Иными словами, британцы заранее "видели" и слышали соперников, а те их — нет.

Другим преимуществом королевской авиации стало то обстоятельство, что бои велись непосредственно над ее территорией. Британские летчики тратили меньше горючего, чтобы встретиться с врагом, а стало быть, имели больше времени в бою. Кроме того, если кого-то из них сбивали, летчик оказывался на земле среди своих и вскоре снова мог вступить в сражение. В отличие от немцев, которых внизу ждали плен или смерть.

В свою очередь, отдаленность от авиабаз, расположенных на континенте, позволяло германским истребителям прикрывать свои бомбардировщики в небе Англии не более 20 минут. Далее пилоты "хейнкелей-111", "дорнье-17", "юнкерсов-88" и "юнкерсов-87" должны были пробиваться к целям самостоятельно. Все это приводило к зияющим брешам в их рядах.

Плечом к плечу с английскими летчиками

Особенно серьезные потери понесли экипажи пикирующих "юнкерсов-87", прозванных в люфтваффе "штуками". Несмотря на свою точность в прицеливании, тихоходные и маломаневренные "восемьдесят седьмые" оказались легкой добычей для стремительных "спитфайров". В итоге, "штуки" прекратили использовать через 10 дней ожесточенных боев.

К 18 августа немцы потеряли 367 самолетов, британцы — 183. К 6 сентября англосаксы потеряли еще почти 500 машин, из которых 300 были сбиты. Велики были и потери в личном составе. Было выбито около 80% командиров эскадрилий, а некомплект летчиков в истребительных частях составлял около 200 человек.

В строй приходилось ставить летчиков с небольшим налетом часов, а также привлекать иностранных добровольцев. В битве за Британию против люфтваффе воевали пилоты из Польши, Новой Зеландии, Канады, Чехословакии, Австралии, Бельгии, Франции, Ирландии, США, Южной Африки, Родезии, Ямайки. Наиболее отличился чех Йозеф Франтишек, одержавший 17 побед и погибший в октябре 1940 года.

Удар престижа

Обороняя свои аэродромы, истребители королевских ВВС старались избегать схваток с "мессершмиттами", сосредотачиваясь, в первую очередь, на уничтожении вражеских бомбардировщиков. В свою очередь, параллельно с ударами по авиабазам, со второй половины августа люфтваффе начало бомбить крупные города Великобритании.

В ответ англичане нанесли "удар престижа" — в ночь с 25-го на 26-е августа 1940 года 29 самолетов сбросили бомбы на Берлин. Несмотря на то, что ущерб был минимален, а 7 бомбардировщиков было сбито, политический эффект был велик. Гитлер, взбешенный тем, что столица Третьего рейха подверглась дерзкой атаке, призвал превратить Лондон в груду развалин.

Это изменило ход битвы за Британию. 7 сентября Геринг приказал своим подчиненным переключиться с действий против истребительной авиации противника и заняться городами и военно-промышленными объектами. Удары предписывалось наносить, в основном, по ночам, чтобы снизить свои потери в воздухе. К этому времени положение английской истребительной авиации было если не безнадежным, то очень тяжелым. Этим решением немцы подарили британским летчикам столь необходимую им передышку.

Переломный день битвы

7 сентября около 350 "юнкерсов" и "хейнкелей" под прикрытием более чем 600 "мессершмиттов" нанесли мощный удар по портовым сооружениям и промышленным объектам Лондона. Спустя несколько часов на головы ошеломленных жителей обрушилась еще одна лавина бомб. Всего же в эту ночь было сброшено более 300 тонн фугасных бомб и около 14 тысяч зажигательных. Британцы оказались не готовыми отбить столь мощный налет.

Однако через несколько дней, 15 сентября, "гостей" ждал совсем другой прием. Когда первая волна немецких бомбардировщиков подлетала к пригородам Лондона, ее активно атаковали сразу 11 эскадрилий "спитфайеров" и "харрикейнов". Не привыкшие к такому яростному отпору, нацистские пилоты растерялись — одни лихорадочно освобождались от бомб, другие пытались отстреливаться.

Атака была сорвана. Через два часа картина повторилась вновь. С теми же результатами. В итоге, англичане потеряли в тот день 20 истребителей, немцы 56 бомбардировщиков.

17 сентября 1940 Гитлер перенес дату начала операции "Морской лев" на неопределенный срок, тем самым признав, что воздушная война не принесла требуемого господства в воздухе. К концу октября люфтваффе окончательно выдохлись. На протяжении Второй мировой обе противоборствующие стороны наносили друг другу удары с воздуха, но такого ожесточения бои в поднебесье уже не достигали никогда.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала