МОСКВА, 15 сен — РИА Новости. Возросший приток беженцев в Европу вызван, в первую очередь, проблемами мировой экономики и снижением цен на нефть, а также общим кризисом политических систем Ближнего Востока, который носит характер "большой революции", заявил во время круглого стола в МИА "Россия сегодня" президент Центра стратегических исследований "Россия — исламский мир" Шамиль Султанов.
С начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыли около 500 тысяч мигрантов, каждый день их ряды пополняются тысячами вновь прибывших. Еврокомиссия заявила, что нынешний миграционный кризис в мире является крупнейшим со времен Второй мировой войны.
Беженцы зависели от цен на нефть
Около 80% всех нынешних беженцев в Европу — это сирийцы, при этом основной исход людей из Сирии пришелся на 2012 год, после чего основная масса беженцев осела в лагерях на территории Иордании, Ливана и Турции, утверждает Султанов. "Кто финансировал (эти лагеря)? Спектр финансовых доноров был достаточно различным. Это и определенные финансовые программы ООН, это и фонды исламского мира, это и финансовые дотации нефтедобывающих стран (Персидского) залива, и бюджетные деньги — например, в Турции", — уверен Султанов.
"Европейские политики не смогли просчитать элементарные вещи — когда начался спад цен на нефть, все ресурсы, которые выделялись (для помощи беженцам) по линии региональных фондов, начали сокращаться", — утверждает Султанов. По его мнению, тот факт, что европейские политики "не могут просчитать даже на год-полтора вперед" (возможный эффект от падения цен на нефть), является одним из показателей глобального системного кризиса, который характеризуется, в частности, и деградацией элит.
Системный кризис ближнего востока
Одновременно с этим массовые потоки беженцев свидетельствуют также и о крупном системном кризисе Ближнего Востока, уверен эксперт. "На арабском Востоке происходит большая, системная революция. Та система, которая была прежде, в основе которой лежат принципы Сайкса-Пико (соглашения 1916 года, разделяющего сферы влияния европейских стран на Ближнем Востоке), рушится сейчас. Ее уже не восстановить. И во время революции всегда — будь это Франция, Россия, Китай — (появляется) огромное количество беженцев", — подчеркивает эксперт.
При этом феномен "Исламского государства" (ИГ) является одним из проявлений этой "новой сложности", хотя и служит лишь следствием общего кризиса, уверен Султанов. "Если завтра ИГИЛ не будет — то сразу восстановится стабильность? Спокойствие? Этого не будет. Надо готовиться к периоду как минимум 5-7 лет жесточайших пертурбаций", — подчеркнул он.
По его мнению, "большая арабская революция" — системное явление, поэтому противостоять ей необходимо системно, однако в данный момент у потенциальной "контрреволюции" нет ни идеологии, ни стратегии для такого противостояния.
Террористическая группировка "Исламское государство" является на сегодняшний день одной из главных угроз мировой безопасности. За три года террористам удалось захватить значительные территории Ирака и Сирии. Кроме того, они пытаются распространить свое влияние в странах Северной Африки, в частности в Ливии. По разным оценкам, контролируемая ИГ территория достигает до 90 тысяч квадратных километров — террористы объявили о создании так называемого "Халифата" с собственными законами и органами власти. Данные о численности экстремистской организации тоже варьируются — от 50 до 200 тысяч боевиков.