Захар Виноградов, РИА Новости
Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Минувшая неделя на Украине была очень нервной. Прежде всего потому, что накануне ежегодного международного саммита YES (Ялтинская европейская стратегия), который с прошлого года проходит по известным причинам не в Крыму, а в Киеве, националисты в лице одного из главных их лидеров, Дмитрия Яроша, объявили в стране начало гражданской войны. Правда, на следующий день главарь "Правого сектора" предусмотрительно "упаковался" в больницу. Зато его сторонники, вдохновленные призывами своего лидера, пожгли шины в Одессе, кое-где постреляли, кое-что повзрывали… Обошлось, правда, без жертв и существенных разрушений. Но власть ощутимо дрогнула и отступила. Зато радикалы, почувствовав неустойчивость противостоящей им власти, продолжили наступление и перешли к абсолютно беззастенчивому шантажу страны.
Президент Украины Петр Порошенко меж тем, не замечая в собственном глазу (то есть, в стране) бревна экстремизма, традиционно обозначил источник мирового зла в лице России.
Порошенко напоминает о себе перед Генассамблеей ООН
Всю неделю на Украине говорили про Минские соглашения. Говорили потому, во-первых, что в течение этой недели прошли телефонные переговоры так называемой нормандской четверки о реализации этих самых соглашений, потому, во-вторых, что готовились к встрече министров иностранных дел все той же четверки (РФ, Франция, Германия и Украина), которая, как и планировалось, состоялась в субботу.
И, наконец, потому еще, что на Украине власть привычно упаковывает все проблемы страны в обертку военного противостояния с востоком и с агрессором в лице РФ.
Однако самым главным достижением последних дней надо считать отсутствие артобстрелов на линии соприкосновения Вооруженных сил Украины и ополченцев. В некоторых случаях политики и политологи говорят о наступившем мире, что все же не соответствует действительности. Прежде всего потому, что перестрелки из стрелкового оружия и с той и с другой стороны продолжались, несколько диверсионных групп и с той и с другой стороны подорвались на минах, а украинская сторона, по сообщению официальных органов РФ, похитила из Ростовской области военнослужащего РФ и его брата.
И хотя прогресс в достижении мира налицо: с 1 сентября прекратились артобстрелы, все же это не мешает украинской власти нагнетать обстановку в политическом поле.
"Эта речь не ориентирована на внутреннего потребителя, она не для наших ушей, — считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. — Она для ушей европейцев, американцев, всех других свободных наций, которые будут собираться на Ассамблею ООН в конце сентября этого года".
По мнению политолога, "президент попытался использовать платформу YES в качестве прелюдии к Генеральной ассамблее, поэтому тезисы, которые звучали, касались международной политики. При этом он попытался напомнить миру об украинских проблемах (…) и попытался испортить информационное поле участия в этом форуме (Генассамблее ООН — ред.), прежде всего, для Путина и Российской Федерации".
При этом Бортник напомнил, что в конце сентября на Генассамблее в Нью-Йорке ожидается выступление президента РФ Владимира Путина. И поэтому Порошенко хочет напомнить мировому сообществу о себе и о проблемах Украины, а заодно пытается априори испортить впечатление от будущего выступления президента России.
Это тем более важно для украинской власти, что, по словам экс-министра иностранных дел Украины Григория Немыри, на международном форуме YES, прошедшем в Киеве в конце минувшей недели, впервые не было "ни одного действующего главы другого государства, кроме Украины".
"Это говорит о многих вещах, — утверждает политик. — Возможно, заняты другими проблемами, и Украина не находится в сфере жизненных интересов руководителей тех держав, которые обычно приезжали, в частности это касается соседних с нами стран, государств — членов ЕС, балтийских стран. Возможно, это связано с тем, что ситуация здесь (на Украине — ред.) непонятная, и существует понимание, что война подступила к такой черте, когда конфликт может быть разрешен, но непонятно, что для этого нужно сделать, или он затянется и примет какие-то формы".
Выборы, которые не для всех
Поэтому Порошенко, выступая на саммите YES, заявляет, что до конца года Украина обязана выполнить все требования Минских соглашений, и тут же отрицает даже саму возможность их выполнения.
Так, выступая в пятницу, 11 сентября, в программе Prime Time на "Первом Национальном", президент Украины в очередной раз подчеркнул, что не будет вести никаких переговоров с "боевиками и террористами". По его словам, ему пытались навязать переговоры с "лидерами боевиков" Александром Захарченко и Игорем Плотницким, однако он решил, что не будет вести переговоры с ними "только потому, что (это) советуют некоторые доморощенные политиканы".
Между тем для выполнения Минских соглашений необходимо провести на территории мятежных республик местные выборы. По мнению остальных лидеров государств "нормандской четверки", именно проведение выборов является главным залогом остановки военного конфликта на востоке страны. И становится непонятно, как их провести, то есть выполнить Минские соглашения в оставшиеся до дня выборов недели, не согласовывая законодательств, не предоставляя гарантий и не проводя переговоров с главами ДНР и ЛНР.
"Если есть пример того, какими должны быть демократические выборы, это как раз то, что можно сказать об этих предстоящих выборах (в Украине — ред.)", — заявил президент на минувшей неделе.
Очевидно, и это заявление сделано, скорее всего, не для внутреннего, а внешнего употребления. Потому что в самой Украине происходят процессы, далекие от демократии и соблюдения Конституции. Так, на территории нескольких местных советов, расположенных на территории Донбасса, контролируемой Вооруженными силами Украины, выборов не будет (сейчас их количество снизилось со 170 до 130), а в некоторых регионах, например в Харьковской области, местные государственные органы под разными предлогами пытаются не допустить к выборам политические партии, прежде всего — Оппозиционный блок. Причина, как считают политологи, — популярность этого политического движения, которое имеет значительно более весомую поддержку у населения, чем партии власти — "Блок Петра Порошенко" и "Национальный фронт" Арсения Яценюка.
Как националисты побеждают власть
На самом деле за всеми этими противоречивыми заявлениями власти о демократии и прозрачности выборов и одновременном нежелании вести переговоры с мятежными республиками и недопущении к выборам даже декоративной оппозиции в лице Оппозиционного блока стоит страх, боязнь президента и его окружения перед неорганизованной, но мощной радикальной оппозицией улицы.
В начале минувшей недели это проявилось в реакции власти на громкие заявления лидера "Правого сектора", депутата Верховной рады Дмитрия Яроша, призвавшего своих сторонников к акциям гражданского неповиновения.
На следующий день после этих событий в Одессе представители "Правого сектора" жгли шины у СИЗО, по информации местных СМИ, между "правосеками" и правоохранителями произошла перестрелка, были обнаружены взрывные устройства, в том числе одно из них вблизи расположения частей Национальной гвардии.
И власть дрогнула. На третий день противостояния реальных террористов выпустили под залог. А Дмитрий Ярош, вероятно, в обмен на условное освобождение своих сторонников, на время исчез из политического поля, сказавшись больным.
Одновременно в Киеве прошло несколько заседаний с попыткой арестовать экс-депутата Верховной рады Украины от ПО "Свобода" Юрия Сыротюка, которого обвиняют в организации кровавых событий у парламента страны 31 августа. Правда, прежде чем вынести решение о его аресте, заседание суда несколько раз пришлось переносить — сначала один, а потом другой судья, сменивший предыдущего, заболели.
Затем третий судья вновь вынужден был перенести заседание, так как прокуратура не смогла представить правильно оформленные документы на заключение Сыротюка под стражу. И только на четвертом заседании было вынесено решение о его аресте.
И, наконец, в воскресенье, 13 сентября, в Одессе около 300 активистов праворадикальных организаций прошли маршем по центральным улицам города, заявив свою поддержку Андрею Медведько, Денису Полищуку и Виктории Завирюхе, находящимся в СИЗО по подозрению в убийстве писателя Олеся Бузины и совершении других преступлений. В мероприятии приняли участие активисты "Самообороны Одессы", "Правого сектора", ВО "Свобода", полка "Азов" и другие.
Особо стоит отметить, что в рядах митингующих присутствовали одесские активисты "Правого сектора" Сергей Стерненко и Руслан Демчук, только что выпущенные под залог из-под ареста.
По информации местных СМИ, в парке Шевченко участники марша попытались отобрать фотоаппарат у журналистки, а также чуть не вступили в драку с несколькими прохожими, которых заподозрили в "бытовом сепаратизме". Досталось и милиции: один из активистов применил против представителя правоохранительных органов слезоточивый газ.