Развитие туристической и инвестиционной привлекательности курортов Кавказских Минеральных Вод вызывает жгучие споры в экспертном сообществе. Как не растратить целебную силу курортов и при этом увеличить турпоток, найти баланс в управлении здравницей и преобразить "жемчужину Кавказа", рассказал в интервью РИА Новости заместитель министра по делам Северного Кавказа Андрей Резников.
— Буквально на прошлой неделе правительством было принято распоряжение о развитии Кисловодского парка, в нем прописаны мероприятия, которые будут реализовываться не только Минкавказом, но и другими органами власти. Готовы ли они к этой работе?
— Безусловно, да. Мы прорабатывали комплекс мер консолидированно со всеми сторонами, которые являются соисполнителями по данному плану, в том числе с региональными властями, городской администрацией, а также ключевыми министерствами: Минприроды, Минздравом, Минкультуры, Росимуществом, Минспортом и Минфином. Учитывая то, что эта работа велась по поручению президента, весомый вклад в разработку проекта внес аппарат полномочного представителя президента в СКФО и лично Сергей Алимович Меликов. Уверен, что все работы будут реализовываться максимально в соответствии с планом и мы сможем добиться его главной задачи — обеспечить сохранение и полноценное развитие территории Кисловодского парка.
— Правильно ли мы понимаем, что его площадь будет расширена?
— Действительно, правительство дало поручение Минприроды и правительству Ставропольского края по расширению территории Кисловодского курортного парка за счет включения в его состав ряда территорий региона Кавказских Минеральных Вод, представленных наиболее ценными природными комплексами и объектами. Такой подход в перспективе позволит проработать вопрос о расширении природоохранной зоны как в границах Кисловодска, так и в других курортных парках в городах-курортах КМВ, а также затронет ценные с точки зрения природного, рекреационного и лечебного потенциала лесные участки на всей территории этого региона.
— Когда будет создано учреждение, которое займется управлением парка? Кто его возглавит?
— В соответствии с планом, в течение 2016 года Минприроды поручено создать федеральное государственное бюджетное учреждение (ФГБУ) в целях управления национальным парком. Определение кандидатуры руководителя этого учреждения — вопрос очень важный. Подбор ее будет осуществляться с учетом мнения всех заинтересованных сторон, в том числе экспертов, представителей региональных властей и полпредства.
— Каков объем финансирования проекта? Какие культурные объекты и когда будут реконструированы?
— На обеспечение деятельности федерального государственного бюджетного учреждения предусмотрено 150 миллионов рублей, то есть порядка 750 миллионов рублей на ближайшие пять лет. Эти средства пойдут на проведение основной части мероприятий, в первую очередь часть из них будет направлена на разработку проектной документации, на основании которой планируется реализация всех остальных мероприятий плана.
Помимо этого, на проведение ремонтно-восстановительных и реставрационных работ на объектах Кисловодского курортного парка, а также мероприятий по инвентаризации и регистрации прав собственности на земельные участки предусмотрено порядка 270 миллионов рублей.
— Какие инвестиционные проекты планируется реализовать в рамках развития парка? Какие компании будут привлечены для реализации проекта?
— В плане предусмотрена реализация различных инвестиционных проектов. Например, планируется привлечение на условиях государственно-частного партнерства инвесторов в проекты создания канатной дороги, развития досуговой инфраструктуры парка, восстановление бассейна и многие другие. Уже сегодня ряд компаний проявили живой интерес к участию в данных проектах.
Кроме того, будет проработан вопрос по развитию внебюджетной деятельности парка, чтобы мы могли сформировать возможность получения доходов, которые в перспективе будут направляться на постоянной основе на развитие парка.
— Когда начнется разработка и внедрение современной системы навигации на территории парка? Сколько средств и времени на это потребуется?
— Разработка и внедрение современной системы навигации на территории Кисловодского курортного парка, включая мобильную навигацию, будет осуществляться в самое ближайшее время — в 2016-2017 годах. Конкретный объем финансирования будет определен ФГБУ по управлению Кисловодским курортным парком на основании проектно-технической документации. Однако, по предварительной оценке, эти мероприятия не потребуют серьезных финансовых затрат и большой подготовительной работы, поэтому учреждению будет поставлена задача реализовать мероприятие в рамках своих бюджетов.
— В комплексе мер есть мероприятие по повышению квалификации сотрудников санаториев КМВ. Назовите меры, которые будут приняты, и для чего это включено в мероприятия по Кисловодскому парку?
— Задача этой работы — обучить специалистов санаториев правильно пользоваться терренкурной сетью и другими лечебными факторами Кисловодского парка, правильно использовать ее в назначениях для граждан, проходящих санаторно-курортное лечение на КМВ. Ведь парк — это достояние всего региона, и пользоваться им в первую очередь надо как лечебным ресурсом.
Повышение квалификации сотрудников санаторно-курортных организаций, расположенных в Кавказских Минеральных Водах, будет осуществляться на базе ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздрава России.
— Давайте теперь поговорим о законе о КМВ. Он довольно сложно продвигался. Как вы думаете, могут ли возникнуть претензии к новой редакции?
— При подготовке новой редакции законопроекта мы постарались учесть все конструктивные замечания, высказанные к предыдущей версии. Не исключено, что и к новой версии законопроекта могут возникнуть замечания в виду того, что многие положения законопроекта принципиально переработаны, но мы надеемся, что их количество будет минимальным. И мы готовы их открыто обсуждать.
Главное — что цель у всех, кто критикует закон или работает над ним, хоть и непростая, но общая — сохранение и развитие КМВ.
— Когда закон может быть принят и вступит в силу?
— Внесение Минкавказом России законопроектов в правительство РФ планируется в декабре 2015 года, рассмотрение в Госдуме планируется в марте 2016 года. Надеемся на то, что к лету 2016 года закон вступит в силу.
— Что нового появилось в обновленной версии закона о КМВ?
— Основные замечания к предыдущей редакции законопроекта были выражены к нормам режима охраны курортного региона, согласно которым планировалось ввести более мягкий режим для объектов, построенных в первой зоне горно-санитарной охраны.
Ранее предлагалось прописать в законе механизм, согласно которому при условии получения положительного заключения экологической экспертизы можно было бы узаконить определенные категории построек, такие как объекты санаторно-курортного назначения, объекты культурного и религиозного назначения, жилые дома, подключенные к централизованным коммунальным системам. Данная норма вызвала полемику, поэтому в текущей редакции закона она исключена.
Также значительную часть вопросов вызвал блок, посвященный созданию медицинского лечебно-оздоровительного кластера. Основные замечания возникали в связи с тем, что формулировки законопроекта не до конца отражали суть проекта. В результате у экспертов возникали вопросы по неопределенности границ территории кластера, риск того, что кластер будет создан без учета антропогенной нагрузки на территорию и с изъятием собственности под его нужды, а также что управляющая компания заберет себе отдельные полномочия муниципалитетов и регионов, в том числе по распоряжению земельными участниками, расположенными на территории кластера. Также вопросы вызвали некоторые преференции для участников кластера и иностранных специалистов.
Прописанные положения закона были восприняты нашими оппонентами как коррупциногенные, несмотря на то что в рамках других законов они уже работают в РФ. Особенно в части наделения управляющей компании правами на распоряжение земельными участками. Из полученных замечаний мы увидели, что закладываемый нами в нормы законопроекта смысл искажается и неправильно воспринимается.
В связи с этим в текущей редакции закона четко прописано, что кластер — это не земля, а совокупность участников проекта юридических лиц, которые действуют совместно в целях реализации общего проекта, направленного на повышение эффективности реализации курортно-рекреационного потенциала курортного региона.
Чтобы не утяжелять закон, мы исключили из законопроекта многие детали, касающиеся вопросов функционирования кластера, и определили, что существенные условия создания и работы кластера, его участники будут закреплены в постановлении правительства РФ о его создании.
— Очень много обсуждения вызвал курортный сбор, который предлагается ввести, однако в проекте закона о нем не говорится, почему?
— Вопрос о введении курортного сбора в виде неналогового платежа на сегодняшний день принципиально поддержан Минфином и Минкультуры России. На прошедшей неделе Минкавказ направил в правительство РФ свои предложения о механизме введения курортного сбора, в случае утверждения которого потребуется внесение изменений в Бюджетный кодекс и те или иные законы. В связи с тем, что механизм введения курортного сбора еще окончательно не утвержден в законе о КМВ, данные положения на сегодняшний день отсутствуют.
— Как принятие закона поможет развитию регионов Северного Кавказа?
— Важно понимать, что региону Кавминвод нет равных не только в России, но и в мире. Здесь компактно сосредоточены месторождения разнообразных видов и типов минеральных вод. Поэтому его можно смело назвать здравницей Северного Кавказа. Очевидно, наметилась тенденция на интенсивный рост внутреннего въездного туризма, в том числе бальнеологического на Северный Кавказ, но важно, чтобы любое строительство, любое развитие велось с учетом сохранения, а по некоторым направлениям и восстановления уникальной экосистемы и природы региона.
Именно на формирование подобной охранной законодательной базы нацелен наш проект. Он должен дать ответ на основные вопросы: зафиксировать статус курортного региона и его границы, установить особые режимы охраны природных лечебных ресурсов с учетом уникальности территории, создать систему управления и экологической безопасности, учитывая особенности местной экосистемы, а также создать условия и стимулы для социально-экономического развития.