Брайан Расселл Де Пальма (Brian Russell De Palma) родился 11 сентября 1940 года в Ньюарке (штат Нью-Джерси, США) в семье хирурга. В детстве увлекался физикой и астрономией, решив посвятить свою жизнь изучению этих дисциплин.
Окончил квакерскую школу Friend's Central School, затем поступил в Колумбийский университет, где занимался физикой. Во время учебы играл в студенческом театральном коллективе.
Жизнь Де Пальмы сильно изменилась после просмотра фильмов "Головокружение" Альфреда Хичкока и "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса. Картины произвели столь сильное впечатление на юношу, что он решил уйти с факультета, посвятив все свободное время театру и кино.
Снимать кино Брайан Де Пальма начал в начале 1960-х годов. Короткометражный фильм "Пробуждение Вотана" (Woton's Wake, 1962) принес ему несколько наград.
А первый художественный фильм "Свадебная вечеринка" (TheWedding Party), над которым Де Пальма работал с 1962 по 1964 год в Колледже Сары Лоуренс, вышел только в 1969 году. В нем снялись друзья режиссера Джилл Клэйберг и Роберт де Ниро.
Первой серьезной вышедшей в свет картиной стала "Убийство а ля Мод" (Murder à la Mod, 1968), а первой, получившей признание критиков, ‑ "Поздравления" или в ином переводе "Приветствия" (Greetings, 1968), в которой снова снимался Роберт Де Ниро. Фильм участвовал в конкурсной программе Берлинского кинофестиваля и получил премию "Серебряный медведь". Затем была снята комедия "Хай, мамаша!" (Hi, Mom!, 1970) с Робертом Де Ниро.
Де Пальма также попробовал свои силы в жанре документального кино. В 1966 году он снял фильм "Чувствительный глаз" (Responsive Eye), посвященный нашумевшей выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, а в 1970 году на экраны вышел "Дионис" (Dionysus), снятый на одном из хэппенингов "детей цветов".
В начале 1970-х годов Де Пальма обратился к жанру триллера, отдавая дань уважения одному из своих учителей в кино — Альфреду Хичкоку. В этом смысле показательна картина "Сестры" (Sisters, 1973), где без труда читаются цитаты из "Окна во двор".
Для написания музыки к фильму он пригласил Бернарда Херрманна, который часто работал с Хичкоком.
Фильм "Одержимость" (Obsession, 1976) с музыкой Херрманна был одной из нескольких сделанных Де Пальмой имитаций "Головокружения", в которых обнаружилось увлечение съемкой на 360 градусов.
В 1976 году для студии MGM Де Пальма снял фильм ужасов "Кэрри" (Carrie, 1976), ставший первой экранизацией на тот момент еще начинающего писателя Стивена Кинга. Картина имела кассовый успех, критики отмечали изобретательность режиссера в постановке action сцен.
В последующие семь лет режиссер продолжал снимать триллеры, в которых разрабатывались хичкоковские темы и мотивы: "Ярость" (The Fury, 1978), "Бритва" (Dressed to Kill, 1980), "Прокол" (Blow Out, 1981).
В 1983 году появилась гангстерская сага Брайана Де Пальмы "Лицо со шрамом" (Scarface), сценарий к которой написал Оливер Стоун. Эта версия классической ленты Говарда Хоукса вызвала неоднозначную реакцию критики и зрителей, лишь по прошествии лет заняв свое законное место в ряду лучших образцов жанра. Картина была номинирована на три премии "Золотой Глобус" в номинациях "Лучший актер", "Лучший актер второго плана" и "Лучшая музыка", а сам Де Пальма, едва не получил антиприз "Золотая малина". В 1986 году на экраны вышла комедия "Мошенники" (Wise Guys), в 1987 году Брайан Де Пальма снял ретро-боевик 1980-х годов "Неприкасаемые" (The Untouchables). В помощь сыгравшему главную роль еще не очень популярному Кевину Костнеру были приглашены Шон Коннери и Роберт Де Ниро. Фильм стал успешным и был отмечен наградами и номинациями. За исполнение роли второго плана Шон Коннери был удостоен премий "Оскар" и "Золотой глобус" (1988), а кассовые сборы фильма составили 76 миллионов долларов при 25-миллионом бюджете.
В 1989 году режиссер обратился к теме вьетнамской войны, сняв фильм "Военные потери" (Casualties of War, 1989). Он был проигнорирован публикой и провалился в прокате. Неудачными были картины "Костер тщеславия" (The Bonfire of the Vanities, 1990) и "Воскрешение Каина" (Raising Cain, 1992), Де Пальма снова решил обратиться к жанру гангстерского кино.
В 1993 году на экраны вышел "Путь Карлито" (Carlito's Way) с Аль Пачино и Шоном Пенном в главных ролях. Фильм получил неплохие оценки критиков, а Шон Пенн был номинирован на "Золотой глобус" как лучший актер второго плана.
Коммерческий успех ждал другую работу режиссера — вышедшую в 1996 году киноадаптацию популярного шпионского телесериала "Миссия Невыполнима" (Mission: Impossible) с Томом Крузом в главной роли. Картина вошла в тройку кассовых хитов года (180 миллионов долларов).
Два года спустя, в 1998 году, Брайан Де Пальма выпустил на экраны триллер "Глаза змеи" (Snake Eyes). Фильм не произвел впечатления ни на публику, ни на критиков. Следующая картина Де Пальмы — "Миссия на Марс" (Mission to Mars, 2000) снова принесла ему номинацию на антиприз "Золотая малина".
Среди более поздних работ режиссера — фильм "Роковая женщина" (Femme Fatale,2002), снятый в духе Хичкока, и экранизация романа Джеймса Эллроя "Черный георгин" (в российском прокате "Черная орхидея", The Black Dahlia, 2006).
В 2007 году вышел фильм "Без цензуры" (Redacted), принесший Брайану Де Пальме премию "Серебряный лев" Венецианского кинофестиваля (2007). Лента была основана на реальных событиях, документах и свидетельствах о войне в Ираке.
Последней на данный момент работой режиссера стал криминальный триллер "Страсть" (Passion, 2012), представленный публике на 69-м Венецианском кинофестивале.
В 2015 году Брайан Де Пальма удостоен почетного приза 72-го Венецианского кинофестиваля за вклад в кинематограф (Jaeger-LeCoultre Glory to the Filmmaker Award).
Брайан Де Пальма был трижды женат, у него две дочери.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников