Рейтинг@Mail.ru
Биография Семена Лавочкина - РИА Новости, 09.09.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Семена Лавочкина

Читать ria.ru в
ДзенMaxTelegram
Советский авиаконструктор Семен Алексеевич Лавочкин родился 11 сентября (29 августа по старому стилю) 1900 года в Смоленске в семье учителя гимназии.
В 1908 году семья переехала в Рославль, где он получил начальное образование в местном училище. В 1917 году окончил курскую гимназию, получив золотую медаль за успехи в учебе.
В 1918 году Лавочкин вступил добровольцем в Pабоче-крестьянскую Красную армию. Участвовал в боевых действиях во время Гражданской войны, позднее служил в пограничном отряде.
В 1920 году, после демобилизации, был направлен на учебу в столицу в Московское высшее техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). Там его руководителем стал выдающийся ученый Николай Жуковский, после того как Лавочкин примкнул к студентам, занимавшимся аэродинамикой.
В 1927 году Семен Лавочкин завершил теоретическую часть обучения. Однако, прежде чем приступить к дипломной работе, молодой специалист должен был приобрести практический опыт, поработав на производстве. В качестве места преддипломной практики Лавочкин выбрал КБ Андрея Туполева, где принимал участие в создании первого советского бомбардировщика ТБ-1.
В 1929 году Лавочкин успешно защитил диплом по теме проектирования бомбардировщиков, получив специальность инженера-аэромеханика, и начал работать в КБ, возглавляемое французским инженером Полем Эме Ришаром. В бюро коллегами молодого инженерами стали знаменитые в будущем конструкторы Сергей Королев, Николай Камов, Михаил Гуревич. В КБ Лавочкин осваивал аэродинамический и прочностной расчеты и дослужился до заведующего секцией прочности. Однако вскоре конструкторское бюро расформировали, а Семен Лавочкин был принят на работу в Бюро новых конструкций (БНК) ведущим конструктором. В учреждении инженер участвовал в создании двухместного истребителя ДИ-4.
После закрытия БНК Лавочкин недолго трудился в Бюро особых конструкций (БОК) под руководством Владимира Чижевского, занимаясь экспериментальным стратосферным самолетом с герметической кабиной, способного подняться на большую высоту, БОК-1. Полученный опыт оказался ценным для авиаконструктора, который применил его впоследствии при проектировании герметичных кабин для других моделей воздушных судов. Позже Семен Лавочкин перешел под руководство Дмитрия Григоровича, окончательно утвердившись в своем профессиональном выборе – разработке истребителей.
В 1935 году конструктор авиационного вооружения Леонид Курчевский инициировал постройку истребителя с пушечным вооружением на одном из авиазаводов, пригласив Лавочкина в качестве ведущего разработчика. Отличительными особенностями проекта истребителя ЛЛ (Лавочкин, Люшин) были опускающееся в полете в фюзеляж сиденье пилота с обзором через перископ, отсутствие в кабине выступающего фонаря, что снижало сопротивление и увеличивало скорость. Однако эти идеи не получили одобрения начальника ВВС Якова Алксниса, осмотревшего образец истребителя в 1936 году и отклонившего конструкцию с опускающимся сиденьем. Между тем данные разработки стали первыми самостоятельными шагами в конструкторской карьере Семена Лавочкина.
После того как КБ было ликвидировано, Лавочкин некоторое время работал в Главном управлении авиационной промышленности под руководством Андрея Туполева. В 1939 году правительство объявило конкурс по созданию новых истребителей – участие в нем приняла группа инженеров, в которую вошли Семен Лавочкин, Владимир Горбунов и Михаил Гудков. Итогом их работы стал ЛаГГ-1. Отличительная особенность нового воздушного средства заключалась в использовании дельта-древесины, поскольку в то время легкие сплавы еще не производились на советских заводах.
В сентябре 1939 года на заводе № 301 в подмосковных Химках было создано новое КБ, которое возглавил Лавочкин. Здесь был построен опытный образец нового самолета и проведены летные испытания. По требованию военных конструктор сумел вдвое увеличить дальность полета, что привело к созданию ЛаГГ-3. Этот истребитель был одобрен правительством. Весной 1941 года за создание ЛаГГ-3 главные конструкторы, в числе которых был Семен Лавочкин, были удостоены Сталинской премии.
С 1940 года Лавочкин был назначен главным конструктором авиазавода № 21 в городе Горький (ныне Нижний Новгород), где организовал массовое производство истребителя ЛаГГ-3.
В годы Великой Отечественной войны КБ Лавочкина создало свыше десятка опытных образцов и ряд серийных истребителей – Ла-5, Ла-5Ф, Ла-5ФН, Ла-7. Эти самолеты отличались превосходными боевыми качествами и сыграли существенную роль в разгроме фашистской Германии. За участие в защите родины коллектив бюро был удостоен ордена Ленина, а самому Лавочкину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".
В 1945 году Семен Лавочкин возглавил ОКБ-301 в Химках (ныне АО "Научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина"). В первые послевоенных годы конструкторское бюро под руководством Лавочкина выпустило поршневые цельнометаллические истребители Ла-9 и Ла-11, в основу которых были положен самолет Ла-7. В конце 1940-х – начале 1950-х годов именно эти самолеты составляли костяк истребительной авиации СССР. Однако потенциал поршневых воздушных судов в достижении более высоких скоростей и большей высоты был исчерпан – начиналась эра реактивных самолетов. КБ Лавочкина вступило в соревнования по разработке первых образцов авиации с реактивными двигателями.
Первоначально в конструкторском бюро был разработан реактивный истребитель Ла-150. Этот самолет представлял собой классическую конструкцию с прямым крылом, его компоновка была схожа с самолетами, оснащенными поршневыми двигателями. Однако серийное производство данного образца не было развернуто, так как разработка истребителя завершилась позже, чем аналогичные проекты других КБ. Ла-150 сыграл роль промежуточного звена в процессе создания Ла-160 – первого советского реактивного самолета, обладавшим стреловидным крылом. Новый инженерный подход позволил 26 декабря 1948 года истребителю Ла-176 впервые в истории СССР преодолеть звуковой барьер в полете со снижением. За достигнутые результаты Семен Лавочкин был снова награжден Сталинской премией.
Продолжая конструкторские наработки, КБ Лавочкина создало в 1949 году всепогодный истребитель-перехватчик Ла-200, в 1951 году – сверхзвуковой одноместный истребитель-перехватчик Ла-190. В 1956 году появился сверхзвуковой Ла-250 – боевой самолет, предназначавшийся для борьбы с бомбардировщиками на высоте до 20 километров и вооруженный ракетами "воздух – воздух" с самонаводящимися головками.
В 1950 году конструкторское бюро под руководством Лавочкина получило правительственное задание по разработке новейших образцов ракет, аналогов которым не было в мире. Задача заключалась в создании управляемых зенитных ракет (ЗУР) для первой советской системы противовоздушной обороны (ПВО С-25).
В период с 1951 по 1955 год были спроектированы и испытаны зенитные ракеты наземного базирования "205" и "215", а также ракеты класса "воздух – воздух". В 1955 году вокруг Москвы была развернута система ПВО "Беркут", оснащенная ракетам КБ Лавочкина. Они обеспечивали защиту столицы вплоть до начала 1980-х годов. В 1956 году за создание первых отечественных ЗУР коллектив под руководством Лавочкина был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а сам конструктор был удостоен второго звания Героя Социалистического Труда.
С 1951 года Семен Лавочкин – главный конструктор и ответственный руководитель завода № 301. В первой половине 1950-х годов под его руководством был разработан беспилотный самолет-мишень Ла-17, выпускавшийся до 1993 года. Также была создана разведывательная версия, предвосхитившая появление современных разведывательных БПЛА. Этот самолет выполнял функции беспилотного фоторазведчика на передовой.
В 1956 году Семен Лавочкин был назначен генеральным конструктором ОКБ. С 1954 по 1960 год в бюро велась разработка и проводились испытания сверхзвуковой стратегической крылатой ракеты "Буря". Параллельно, начиная с 1955 года, для нового зенитного комплекса противовоздушной обороны "Даль" проектировалась ракета класса "земля – воздух" с увеличенной дальностью (до 500 километров), предназначенная для уничтожения скоростных воздушных целей.
Семен Лавочкин был депутатом Верховного Совета СССР 3-5 созывов (с 1950 по 1960 год).
9 июня 1960 года во время испытания на полигоне Сары-Шаган (Казахстанская ССР, ныне Казахстан) разработанной в его бюро ракеты Семен Лавочкин скоропостижно скончался. Он был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Семен Лавочкин – генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944), дважды Герой Социалистического Труда (1943, 1956), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1943, 1946, 1948). Был награжден тремя орденами Ленина (1941, 1943, 1950), орденами Красного Знамени (1945), Суворова 1-й (1945) и 2-й (1944) степеней, медалями.
Имя Лавочкина носит научно-производственное объединение, образованное на базе ОКБ, которым он руководил.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Москва, Воениздат, 2004)
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала