Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
До закрытия 72-го Венецианского кинофестиваля остались считаные дни, 12 сентября станут известны его итоги. Один из главных претендентов на "Золотого льва" — фильм Александра Сокурова "Франкофония. Лувр под оккупацией" (производство Франции, Германии и Голландии).
Российский режиссер удивил фестивальную публику не только самой кинокартиной (о том, как удалось сберечь Лувр во время немецкой оккупации в годы Второй мировой войны), но и заявлениями о грядущей гуманитарной катастрофе и несовместимости европейской и мусульманской эстетики.
Как спасти европейские культурные ценности
"Мы любим и ценим Европу, мы ценим европейскую индивидуальность. Не растворяйтесь друг в друге, берегите себя", — говорит российский режиссер Александр Сокуров европейцам на проходящем сейчас в Венеции кинофестивале.
Слова именитого режиссера, еще в 2011 году получившего в Венеции главный приз — "Золотого льва" за "Фауста" (Россия), так же как и фильм "Франкофония", обсуждают в кулуарах фестиваля и в западной прессе.
Называя "Франкофонию" "блестящим аллегорическим рассказом о Старом Свете через его музей-символ — Лувр", Corriere della Sera цитирует выступление Александра Сокурова на пресс-конференции, обращая внимание на его слова о том, что история нас ничему не учит, в ней нет благоразумия и сострадания. "Европа, достигшая высочайших достижений в искусстве и философии, продолжает совершать ошибку за ошибкой", а впереди — гуманитарная катастрофа, перед которой граждане бессильны, а политики бездействуют.
"Чтобы действительно помочь этим людям (беженцам), необходимо вмешаться в ситуацию в тех странах, откуда бегут люди, попытаться решить проблемы там. Вместо этого мы собираем их здесь, лишенных перспектив, в кучу, пытаемся навязать им наш "телевизионный" образ жизни. Результаты будут катастрофическими для обеих сторон".
К нему прислушиваются: из российских режиссеров он, пожалуй, самый "европейский", уже несколько десятилетий в своих фильмах Сокуров размышляет о гуманитарных ценностях, европейском менталитете и культуре, о том, что искусство выше политики и мировых войн.
Призвав прекратить "бесконечные и бессмысленные вторжения" чуждой культуры, Александр Сокуров деликатно советует европейцам обращать внимание на то, что "культура нуждается в расстоянии, мы должны обращаться с ней намного бережнее, если она разрушится, то ее уже будет не воссоздать", цитирует режиссера diariolacamara.com.
Он напомнил о тотальном разрушении боевиками "Исламского государства" (запрещенной в РФ террористической группировки) уникальных памятников древнейшего города Пальмира в Сирии: "На то, что произошло в Пальмире, не осмелились бы даже нацисты".
Пальмиру уже не уберегли
На этой неделе стало известно, что боевики "Исламского государства" (запрещенной в РФ террористической группировки) взорвали в захваченной ими сирийской Пальмире три усыпальницы местных патрициев. "Они взорвали три погребальные башни, которые лучше всего сохранились и которые были самыми красивыми", — заявил глава сирийского государственного директората древностей Маамун Абдулкарима.
Разрушению подверглась в том числе одна из самых известных башен — Элахбела (103 год н.э.), под которой сохранился подземный склеп. До этого экстремисты взорвали в Пальмире античный храм Баал-Шамин.
Развалины Пальмиры признаны ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия: по преданию, Пальмира была основана еще библейским царем Соломоном. Археологический памятник растянулся на несколько километров и представлял собой (теперь уже — только в прошедшем времени) остатки сооружений, считавшихся образцами древнеримской архитектуры. Пальмира была одним из богатейших городов поздней античности, через неё в разные времена проходили важные торговые маршруты, в том числе "Шелковый путь".
В результате перед показательной казнью террористы обвинили ученого с мировым именем "в сотрудничестве с режимом" и "участии в научных форумах вместе с неверными".
Другим "неверным" в террористическом "Исламском государстве" прописали особые правила. На оккупированных боевиками территориях продолжается формирование "законодательства" "халифата".
По данным информационного портала "Syria Mubasher", "неверные" христиане теперь обязаны платить "подушную подать", им запрещено строить монастыри, церкви и кельи, демонстрировать религиозную символику и литературу, читать вслух церковные тексты и бить в колокола. Кроме того, христиане обязаны придерживаться некоего дресс-кода "Исламского государства", избегать публичного использования религиозной лексики и хоронить своих единоверцев на особо отведённых новыми "властями" кладбищах.
Последний рубеж
То, что, по мнению российского режиссера Александра Сокурова, "не осмелились бы сделать нацисты", быстро и безжалостно осуществили исламские террористы. ИГ наступает, Сирия сдала некоторые позиции, но еще держится.
И это рубеж, дальше Европа, и — никаких иллюзий: боевики разрушат и разграбят всё ценное, что попадется на пути. Противостоять "Исламскому государству" пока способна, видимо, только сирийская армия.