МОСКВА, 7 сен — РИА Новости. Транспортное сотрудничество России с КНР в настоящий момент важнее, чем энергетическое, считает руководитель Центра энергетических и транспортных исследований Института востоковедения РАН Игорь Томберг.
Идею строительства нового "Шелкового пути", который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул еще в 2013 году. Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад на льготных условиях. Китай рассчитывает создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтийского моря, сократить барьеры для торговли и инвестиций, расширить системы расчетов в национальных валютах.
Ранее Китай заявил о готовности инвестировать более 300 миллиардов рублей в создание высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, из которых 250 миллиардов рублей — кредитные средства китайских банков, 52 миллиарда — вклад в капитал SPV-компании. Сейчас в России нет подобных дорог. Пилотный проект по строительству ВСМ стоимостью в 1,068 триллиона рублей планируется реализовать на участке Москва-Казань. Дорога протяженностью 770 километров сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часа с нынешних 11,5 часа.
По мнению Игоря Томберга, агломерирующий эффект от строительства Китаем высокоскоростных железных дорог на территории РФ будет колоссальным.
"Вот это, мне кажется, сейчас даже важнее, чем энергетическое сотрудничество. То есть транспортное и инфраструктурное (сотрудничество). Сюда входят и мосты, и пограничные переходы, и главное — способы и варианты доставки тех товаров, которых не хватает на этой (российской — ред.) стороне", — заявил он.