Что на самом деле произошло неделю назад в Верховной раде, каковы будут последствия столкновений у украинского парламента, чего ждать от местных выборов? На вопросы обозревателя РИА Новости Захара Виноградова отвечает руководитель Фонда "Украинская политика" Кость Бондаренко.
— Начнем с самого громкого события прошлой недели. Во время голосования за новый проект Конституции Украины у дверей Верховной рады произошло столкновение между членами ПО "Свобода", Радикальной партии Олега Ляшко и другими радикалами с Национальной гвардией Украины. 3 человека погибли, 140 пострадали. Что это было: новый этап политического противостояния на Украине? Или попытка отдельных политических сил нарастить таким образом свой политический капитал?
— Я проведу параллель между событиями августа 2015 года в Киеве и июля 1918 года в Петрограде. Граната, брошенная одним из участников акции протеста в правоохранителей — это тот же выстрел эсера Блюмкина в немецкого посла Мирбаха. Это попытка сорвать мирный процесс и вывести Украину из Минского договора.
По сути, протестующие хотели добиться отмены голосования по Конституции — а именно это голосование является наиболее важным элементом минского процесса. Без децентрализации и особого статуса Донбасса на Украину не может прийти мир. То есть в стране существует группа политиков и политиканов, желающих добиваться эскалации и доводить "революционную войну" до только им понятного "победного конца".
— А что произошло 31 августа во время этого исторического голосования с политической точки зрения? Почему "Самопомощь", "Батькивщина" и Радикальная партия Ляшко, формально входящие в коалицию, проголосовали против президентского проекта?
Некоторые политические партии из среды парламентского большинства решили сыграть на протестных настроениях (когда нечего предъявить в экономике и социальной сфере, начинается игра на патриотических чувствах и призывах к реваншу). Плюс близость выборов… Одним словом, я еще раз допущу это сравнение, 31 августа произошел "левоэсеровский мятеж" (левые эсеры в 1918 году, входящие в коалицию с большевиками, воспротивились Брестскому миру и выступили с попыткой переломить ситуацию в пользу реваншистских сил). Коалиция дала трещину, и эта трещина будет разрастаться. К сожалению, исключительно демократическими методами вопрос решить не удастся.
— Как вы считаете, почему проект новой Конституции вызвал такое ожесточение у политических сил? Почему Оппозиционный блок, предлагавший свой проект Конституции, проголосовал за президентский?
— Оппозиционный блок проголосовал не за президентский вариант Конституции, а за конституционные изменения, которые необходимы для того, чтобы Украина могла отчитаться о выполнении Минских соглашений. Для Оппоблока это — вынужденный шаг (необходимо добиться мира, и если вопрос мира требует компромисса — значит, необходимо идти на компромисс).
Порошенко не предлагает новую Конституцию — он вносит изменения в старую. Оппозиция настаивает на принятии новой Конституции (и даже подготовила ее вариант — так называемую Конституцию Колесникова, по имени премьер-министра Оппозиционного правительства Бориса Колесникова).
Но события в парламенте показывают, что часть воинственно настроенных депутатов не готовы рассматривать даже такие — вполне беззубые и обтекаемые — формулировки, вносимые в Конституцию. То есть существует группа непримиримых, готовых отправлять тысячи человек в новые и новые котлы, не поступаясь принципами и демонстрируя не столько логику, сколько волю.
— Мэр Львова и глава партии "Самопомощь" Андрей Садовой в интервью газете "Зеркало недели" заявил на днях, что после голосования за новый проект Конституции коалиция в Верховной раде существует формально, что основные вопросы решаются не на основе коалиционного соглашения, а неформального союза пропрезидентского Блока Петра Порошенко (БПП) и Оппозиционного блока. Насколько это соответствует истине с вашей точки зрения?
— Андрей Иванович Садовой, мягко говоря, не прав. Конституция Украины предоставляет парламентской коалиции одну-единственную прерогативу — внесение кандидатуры премьер-министра на рассмотрение президента. Все остальные решения принимаются, как правило, так называемым ситуативным большинством.
О создании "широкой коалиции" — с включением в нее представителей Оппозиционного блока — речь идти не может. Но при голосовании за конституционные изменения (которых требует в том числе и соглашение, подписанное в Минске) президенту не обойтись без голосов оппозиционных сил. Голосование 31 августа было именно ситуативным — у Блока Петра Порошенко и у Оппозиционного блока (ОП) совпали интересы. Но буквально на следующий день президентский лагерь перешел в наступление на оппозицию: генпрокурор Виктор Шокин заявил о том, что вот-вот внесет представления на привлечение к ответственности и снятие неприкосновенности с ряда оппозиционеров, пошло серьезное наступление на бизнес, связанный с некоторыми лидерами оппозиции, то и дело звучат призывы разобраться с бизнесменом Ринатом Ахметовым, которого представители пропрезидентской силы обвинили в помощи сепаратистам и в организации новых сепаратистских сценариев. А Ринат Ахметов — один из главных спонсоров ОП.
Думаю, эти моменты говорят сами за себя. Другое дело, что хорошо понятен тон заявлений Андрея Садового: близятся местные выборы, минские договоренности крайне непопулярны среди многих граждан, проживающих на западе Украины, и принципиальная позиция нынешнего львовского мэра, который — уверен — желает остаться в своем кресле на еще один срок, призвана мобилизовать электорат. Думаю, многие ярые критики минских договоренностей после местных выборов, которые состоятся 25 октября, могут поменять свою политическую позицию по данному вопросу и даже отдадут свои голоса в поддержку конституционных изменений.
— На 25 октября на Украине назначены местные выборы. Что будет в это время проходить в Донбассе, в тех регионах, которые контролируют Вооруженные силы Украины? Насколько справедливо и законно не проводить выборы в отдельных (предполагается 170) населенных пунктах, о чем заявляют главы областных военно-гражданских администраций Павел Жебривский и Георгий Тука?
— Понятно, что непроведение выборов в 170 населенных пунктах — это беспредел и пример беззакония. Аргументация губернаторов не выдерживает критики: мол, люди настроены против власти, значит, они не будут поддерживать власть на выборах, а потому можно ожидать победы случайных людей, сепаратистов и оппозиционеров. Представьте, что Янукович в 2012 году заявил бы: в Галичине народ не поддерживает Партию регионов, давайте, не будем там проводить выборы.
Но справедливости ради хотелось бы обратить внимание на следующий момент: 5 сентября избирательная кампания стартовала.
Парламент не принял никаких законодательных и регламентирующих актов относительно проведения или непроведения выборов в Донецкой и Луганской областях (хотя соответствующее представление от Центризбиркома внесено). Следующее заседание Верховной рады — 15 сентября. Любой юрист скажет: закон не может иметь обратного действия и обратной силы. Ведь со стартом выборов процесс пошел! То есть, если на Донбассе не будут проведены выборы, это будет уже не только вызовом общественности, но и прямым нарушением действующего законодательства.