МОСКВА, 4 сен — РИА Новости. Поток стремящихся попасть в Европу беженцев из Африки и Ближнего Востока не ослабевает, Евросоюз заявляет об объявлении войны перевозчикам нелегальных мигрантов, а Венгрия строит заборы на своих границах. Наплыв мигрантов грозит Евросоюзу опасностью роста этнической преступности и протестов среди коренного населения, считают российские эксперты.
С начала 2015 года на территорию Евросоюза прибыли 340 тысяч мигрантов. Согласно оценкам аналитиков, ситуация с нелегальными мигрантами в данный момент в странах ЕС является наихудшим кризисом с перемещенными лицами со времен Второй мировой войны.
Большинство людей из тех, которые хлынули к границам Евросоюза в последние месяцы, — беженцы из Сирии, Афганистана, Пакистана, Судана и других конфликтных зон. Чаще всего первой точкой на пути мигрантов в Европу становится Турция. Связываясь через социальные сети с организаторами незаконных перевозок или просто обмениваясь опытом с теми, кто успешно достиг Европы, беженцы узнают маршруты и стоимость переездов. От Стамбула до греческих Салоник добраться можно за сумму от нескольких сотен до полутора тысяч евро. Нелегальные перевозчики зачастую не заботятся о безопасности своих "пассажиров", с начала года при попытке добраться до ЕС погибли 2,5 тысячи мигрантов — десятками и сотнями они задыхаются в кузовах грузовиков или тонут в Средиземном море, которое остается самым смертельно опасным путем для беженцев в Европу.
Согласно Дублинскому соглашению по предоставлению убежища в Евросоюзе, просители должны регистрироваться в ЕС в стране прибытия, но это правило постоянно нарушается. Мигранты стремятся попасть на север Европы через такие страны, как Италия и Греция. Набирает популярность "северный маршрут": беженцы из Сирии прибывают в Норвегию через Россию, хотя пока количество тех, кто таким образом пытается попасть в Европу исчисляется сотнями.
Из Греции беженцы отправляются в Македонию, оттуда в Сербию, Венгрию и дальше на запад; из Италии — в Хорватию и Словению. В Венгрии беженцы осаждают поезда, чтобы добраться до Австрии, откуда потом отправляются в немецкие Франкфурт, Гамбург или Мюнхен. Один беженец может заплатить сумму от двух тысяч евро и провести в пути от двух недель, чтобы добраться из родной страны до центральной Европы.
Толерантность и мультикультурализм
Как сказал РИА Новости ведущий научный сотрудник германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин, стремление беженцев в Германию объясняется лояльным законодательством в миграционной сфере. "Например, в годы югославской войны Германия охотно и широко принимала беженцев. Возможно, это комплекс вины за события Второй мировой войны. Общий настрой: миграция — это благо, обогащает. Любые антимигрантские настроения подавляются. Во Франции все иначе, правые партии имеют высокие рейтинги. Мигранты путем "сарафанного радио" это знают", — сказал Камкин.
Другой эксперт, доцент кафедры европейского права МГИМО Николай Топорнин отметил, что в Дании на одного беженца и вовсе выделяется 1400 евро в месяц, в Швеции — около 800 евро. Мигранты, стремящиеся к лучшей жизни, по мнению экспертов, будут искать работу, а не жить на пособие, отсюда и интерес к экономически более активным странам.
Просьба о политическом убежище совсем не означает, что таковой статус будет предоставлен, как правило, его получает только каждый десятый из обратившихся, в Германии в последнее время — каждый третий. Лишь факт военного конфликта в стране исхода не может быть основанием для принятия решения об убежище, каждое заявление рассматривается индивидуально и учитывается опасность для каждого конкретного человека.
При этом предполагается, что человек, получивший статус беженца, должен при улучшении ситуации в стране исхода, вернуться на родину. Задачи интегрировать беженцев в реалии страны приема не ставится, хотя возможность остаться у них как правило есть.
Многие европейские страны не хотят принимать мигрантов, выступают против квот. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан даже заявил о готовности возвести забор на границе с Хорватией, если оттуда хлынут большие потоки мигрантов, на границе с Сербией такой забор уже строится.
Однако нередко происходят эпизоды, которые заставляют политиков пересматривать свои взгляды на миграцию. Например, заявление британского премьера Дэвида Кэмерона о намерении принять большее, чем было запланировано ранее, число сирийских беженцев, связали с гибелью трехлетнего мальчика из Сирии, тело которого было обнаружено на одном из турецких пляжей.
Как считает Камкин, "Европа стоит перед жестким выбором: играть ли в толерантность и мультикультурализм под угрозой негативных последствий". Он отметил, что под видом беженцев в ЕС могут попасть эмиссары радикальных организаций.
"Европу поджидают опасности: рост протестов среди коренного населения, столкновения между различными политическими группами, рост этнической преступности, появление параллельного мира, когда мигранты замкнутся от ощущения непринятия коренным населением",- сказал Камкин.