ВАРШАВА, 2 сен — РИА Новости. Проведение в воскресенье, 6 сентября, общенационального референдума в Польше, объявленного между первым и вторым туром президентских выборов Брониславом Коморовским, не имеет особого смысла, потому что явка граждан вряд ли превысит порог в 50% и плебисцит будет признан несостоявшимся, заявил в интервью РИА Новости известный польский политолог, директор Европейского центра геополитического анализа Матеуш Пискорский.
Референдум Коморовского
Коморовский выступил с законодательной инициативой проведения референдума после завершения первого тура президентских выборов, прошедших 10 мая. Президент Польши проиграл 1% своему главному конкуренту от крупнейшей в стране оппозиционной партии "Право и справедливость" Анджею Дуде.
Дуда одержал победу над Брониславом Коморовским во втором туре очередных президентских выборов, состоявшихся 24 мая, набрав 51,55% голосов. Анджей Дуда 6 августа принес присягу на Конституции Польши и официально вступил в должность президента страны.
Плебисцит "политической целесообразности"
"Запланированный на 6 сентября общенациональный референдум в Польше является отголоском обещаний, которые были сделаны Брониславом Коморовским в горячем моменте президентской кампании — между первым и вторым туром выборов. Поэтому и вопросы, вынесенные на референдум, фактически являются предвыборными обещаниями, выполнение которых может оказаться просто невозможным", — сказал Пискорский РИА Новости.
По его словам, даже если явка избирателей превысит 50%, во что политолог не верит, учитывая "традиционно низкую явку польских граждан на референдумы", выполнить эти обещания будет крайне проблематично.
"Бывший уже президент Польши Бронислав Коморовский хотел привлечь на свою сторону избирателей рок-музыканта Павла Кукиза, получившего более 20% голосов в первом туре президентских выборов. Коморовскому этого сделать не удалось, выборы он проиграл, и всё это теперь будут расхлебывать новый президент и новое правительство, которое будет после осенних парламентских выборов", — отметил директор Европейского центра геополитического анализа.
Финансирование партий из госбюджета
Польский политолог считает, что "большинство граждан ответит "да" на все вопросы референдума, но вот явка может оказаться менее 50% и плебисцит будет признан несостоявшимся".
"Вопросы референдума, связанные с перестройкой политической системы, сформулированы тенденциозно и не дают возможности гражданам понять политические последствия голосования. Доверие общества ко всем политическим партиям в Польше является одним из самых низких в Европе. И нет ничего удивительного в том, что поляки не хотят, чтобы партии финансировались из бюджета, то есть за счет налогоплательщика", — говорит Пискорский.
По его словам, если финансирование политических партий не будет бюджетным, "появятся частные спонсоры и корпорации, которые в случае победы на выборах "прикормленных партий" будут лоббировать свои узкие интересы".
"Финансирование партий из бюджета государства существует во всех странах-членах Европейского союза, за исключением Мальты и частично Великобритании. При этом расходы государства на финансирование политических партий не являются слишком высокими и не влияют существенно на госбюджет", — отметил эксперт.
Одномандатные округа
Введение одномандатных избирательных округов в Сейм Польши тоже является "предвыборной морковкой Коморовского", считает Пискорский.
"Как показывает политический опыт Европы, отказ от выборов по партийным спискам и переход на одномандатные округа приводит к доминированию жесткой двухпартийной системы и выдавливанию небольших партий из политической жизни", — сказал директор Европейского центра геополитического анализа.
По мнению эксперта, "очевидное последствие введения системы одномандатных округов — интересы огромной части избирателей не будут представлены в парламенте".
Сомнения налоговиков — в пользу граждан
"Абсолютное большинство граждан Польши — более 90% — считают, что все налоговые вопросы в случае возникновения сомнений в интерпретации налогового законодательства должны разрешаться в пользу налогоплательщика", — говорит Пискорский.
При этом, "никто не провел солидных исследований и не посчитал, во сколько обойдется бюджету Польшу введение таких поправок".
"Если будет меньше поступлений в бюджет, значит меньшими будут расходы государства, которые придется урезать. Таких расчетов нет", — пояснил польский эксперт.
Пискорский считает, что польские налоговики просто не готовы к таким радикальным изменениям в законодательстве. "Стоимость всех этих перемен можно будет оценить только постфактум, после внесения поправок в законодательство и введение их в действие, — сказал директор Европейского центра геополитического анализа.
Таким образом, референдум в Польше 6 сентября является "редким случаем в истории, когда, исходя из политической целесообразности, тогдашним президентом Брониславом Коморовским было организовано политическое шоу между первым и вторым туром президентских выборов", — считает Пискорский.
"Коморовскому это не помогло выиграть выборы, а о финансовых затратах на сам плебисцит и его возможных последствиях правящая партия "Гражданская платформа" сейчас старается скромно умалчивать", — резюмировал польский политолог.