О том, как чувствует себя банк в регионе, с какими сложностями пришлось столкнуться и какие новые ниши для себя открыть, в интервью РИА Новости рассказал руководитель ВТБ по Липецкой области Сергей Кадакин.
— Сергей Владимирович, как в нынешней непростой экономической ситуации чувствует себя банк ВТБ в Липецкой области?
— Если отвечать кратко, то можно сказать так — нам доверяют. Конечно, важную роль в этом играет то, что главный акционер ВТБ — правительство Российской Федерации, которому принадлежит контрольный пакет акций банка. Кроме того, группа ВТБ является второй крупнейшей финансовой группой России по активам и средствам клиентов.
Что касается непосредственно липецкого подразделения банка, по итогам работы в первом полугодии было заключено 21 кредитное соглашений на общую сумму 1,7 миллиарда рублей. Кроме того, по-прежнему наблюдается повышенный интерес компаний к размещению временно свободных денежных средств: за полгода липецкий офис банка заключил 370 договоров срочных депозитов, что на 32% больше аналогичного периода прошлого года. У ВТБ очень широкая линейка продуктов, которые позволяют не только сохранять деньги, но и зарабатывать. В наше непростое время такие продукты весьма популярны. Наша ближайшая стратегия — стать расчетным банком для клиентов, которые смогут осуществлять основные платежи через наши сервисы.
Также одним из важнейших результатов считаю тот факт, что у нас не появилось новых просроченных кредитов. У липецкого ВТБ вообще нет проблемной задолженности.
За минувшие полгода нам удалось сохранить наши позиции на банковском рынке региона. Бизнес стабилен, резких колебаний на рынке не наблюдается, со многими компаниями мы сейчас обсуждаем перспективы расширения сотрудничества. Интерес к кредитованию среди бизнес-сообщества растет. Мы подстраиваем свою кредитную политику к меняющимся экономическим условиям, поэтому ВТБ чувствует себя уверенно и имеет конкурентные преимущества.
— А как вы пережили прошлый год с его потрясениями?
— Для липецкого ВТБ 2014 год был успешным. По отношению к 2013 году объем кредитных средств, выделенных нашим подразделением компаниям региона, вырос на 26%. За минувший год только предприятиям среднего бизнеса было выдано порядка 4,5 миллиарда рублей. Из этих средств больше половины пошло на инвестиционные цели.
— Можете назвать какие-либо из профинансированных вами инвестиционных проектов?
— Один из самых крупных проектов — это финансирование федеральной торговой сети "Уютерра", которая основана в Липецке и насчитает в своем составе около ста магазинов. Объем кредитования этого проекта — более полутора миллиарда рублей. Средства направлены на развитие и модернизацию сети.
Также мы активно финансировали производство продуктов питания. Было выдано порядка 700 миллионов рублей компании "Мерлетто", которая занимается производством колбасных и кондитерских изделий. Это долгосрочный инвестиционный проект модернизации и развития производства. В этом же сегменте мы профинансировали еще один проект — компании "Молочная страна". Это крупнейший дистрибьютор молочной продукции в Липецкой области. Кроме того, компания имеет свое собственное производство "молочки", на развитие которого мы и выдали кредит.
— Многие банки ограничили или вовсе приостановили кредитование, а ВТБ продолжает инвестировать в экономику регионов. Расскажите, пожалуйста, о своей кредитной политике.
— В своей работе мы делаем ставку прежде всего на региональный средний бизнес, то есть компании с выручкой до 10 миллиардов рублей. Этот бизнес-сегмент лучше адаптируется в кризисных условиях: такие предприятия более мобильны, быстрее реагируют на изменения рынка.
В структуре ВТБ было создано целое направление "Средний бизнес". Это конкретный пример, когда федеральный банк делает приоритетной работу именно с компаниями регионального уровня.
— Насколько уверенно чувствует себя средний бизнес в Липецкой области? Каким образом ВТБ оказывает поддержку этому сегменту рынка?
— В целом нужно отметить, что средний бизнес в Липецкой области занимает достаточно уверенные позиции. Деловая активность в регионе растет. Бизнес подстраивается к той экономической ситуации, которая возникла в стране, и, как я уже говорил, быстрее всего это получается у среднего сегмента. Именно такие компании сегодня инициируют новые проекты.
Что касается мер поддержки среднего регионального бизнеса, то ВТБ работает со всеми существующими программами дотаций от государства, активно использует механизм субсидирования ставок по инвестиционным кредитам для компаний производственного сектора, пищевой, перерабатывающей промышленности, оптово-распределительных центров и т.д. Кроме того, зачастую мы выступаем не просто кредитором, но и проводником, консультантом по получению различных форм государственной поддержки.
— У вас есть приоритетные для сотрудничества отрасли?
— Нет. Чем шире спектр отраслей, с которыми сотрудничает банк, тем увереннее он себя чувствует. Но сразу оговорюсь — мы подходим к оценке бизнес-проектов со всей возможной осторожностью, учитывая все риски будущей долговой нагрузки. Безусловно, в первую очередь поддерживаются импортозамещающие проекты. Но традиционно локомотивом экономики являются предприятия промышленного сектора. Кроме того, по мнению наших экспертов, сегодня наибольший потенциал демонстрируют пищевая и перерабатывающая промышленность, а также сельское хозяйство.
— С вашей точки зрения, будет ли ситуация на рынке кредитования бизнеса улучшаться в ближайшие полгода?
— Все зависит от ключевой ставки. А она в свою очередь — от цен на нефть и курса рубля. Но, несмотря на то, что сейчас происходит с отечественной валютой, большинство предприятий региона смотрит на текущую ситуацию в экономике без пессимизма. Многие понимают, что кризис — это не только проблемы, но и шанс для нового рывка. Если вспомнить прошлое, то именно во время кризисов у многих сегодняшних крупных предприятий и производств начался экономический рост. На мой взгляд, сегодня активнее всего растут предприятия, которые реализуют проекты импортозамещения. Ведь раньше негативное влияние на развитие нашего бизнеса оказывала дешевая импортная продукция. Для местных производителей не было благоприятной рыночной конъюнктуры. Сейчас она появилась.