Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
26 — 27 августа с визитом в Тбилиси находится генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он открывает учебный центр и на месте решает вопросы интеграции Грузии в Североатлантический альянс.
"НАТО надеется на Грузию"
Генеральный секретарь альянса встретился с грузинскими президентом, премьер-министром, министрами иностранных дел и военного ведомства, а также с членами парламента и с подразделением грузинских военнослужащих, которое готовится войти в силы быстрого реагирования НАТО.
По мнению официального Тбилиси, этот визит служит укреплению суверенитета, территориальной целостности и необратимости процесса евроатлантической интеграции страны, свидетельствует об особом месте Грузии в повестке дня НАТО.
Еще в феврале 2015 года Йенс Столтенберг отмечал важность совместного центра для Грузии, НАТО и некоторых стран-партнеров, у которых появится возможность тренировать своих военнослужащих на Южном Кавказе. И в деле расширения старого учебного центра и модернизации полигона в Вазиани готовы помочь персоналом или финансами более десяти членов альянса.
Грузинские военнослужащие и ранее активно взаимодействовали с войсками НАТО. Но теперь представители альянса будут постоянно присутствовать на территории страны в качестве инструкторов центра и офицеров управления. В Тбилиси несколько раз подчеркивали, что центр не является военной базой и его открытие не направлено против России. В то же время была озвучена новая грузинская мечта: стать региональным военно-политическим центром на Южном Кавказе, таким как Германия в Западной Европе.
Открытие учебного центра НАТО в постсоветской республике, которая не является членом альянса, беспрецедентно. С высокой долей вероятности можно предположить, что здесь будут готовить военнослужащих Грузии и других стран не только для миротворческих операций. На этом фоне разговоры о независимой внешней политики Грузии не имеют смысла. Думаю, что Запад просто использует эту страну как инструмент для ослабления позиций России на Южном Кавказе.
30 марта спецпредставитель генерального секретаря НАТО по странам Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай заявил, что Азербайджан, Армения и Грузия заслуживают большей поддержки для развития своих оборонных возможностей, однако "Грузия больше других пользуется этими возможностями". И не случайно с 2011 года здесь часто проходят учения альянса.
Двойная игра
В регионе есть все условия для обеспечения безопасности без вмешательства извне. Однако складывается парадоксальная ситуация: Россия и Грузия отмечают прогресс развития отношений, и вместе с тем наша страна получает новые угрозы.
Тбилиси продолжает курс на интеграцию в НАТО, и в то же время называет важнейшей задачей нормализацию отношений с Москвой. Можно ли совместить эти два противоположных направления?
Спецпредставитель НАТО Джеймс Аппатурай в недавнем интервью грузинскому Общественному ТВ отметил важность процесса нормализации отношений Грузии и России. Жаль, что при этом в НАТО не видят в независимых Абхазии и Южной Осетии равноправных собеседников. И открывают новый учебный центр, в котором грузинских (и не только грузинских) военнослужащих будут обучать по стандартам альянса. А это отнюдь не благотворительная организация.
На этом фоне НАТО призывает Россию отказаться от признания независимости Абхазии и Южной Осетии.
По итогам встречи в Женеве в рамках международных дискуссий по Закавказью России 30 июня — 1 июля 2015 года делегации России, Абхазии и Южной Осетии отметили позитивную тенденцию к стабилизации обстановки на границах двух республик с Грузией. Вместе с тем они выразили обеспокоенность в отношении планов Грузии по дальнейшей интеграции в НАТО.
Ранее МИД России предупреждал, что размещение на территории Грузии инструментов НАТО создаст угрозу стабильности на Южном Кавказе. А представители альянса подчеркивали: "Никакая третья сторона не сможет повлиять на то, откроет НАТО центр в стране-партнере или нет".
Возможно ли нормализовать отношения с Россией, создавая военные угрозы у ее границ?
Семь лет независимости
Начало первого официального визита Йенса Столтенберга в Грузию совпало с 7-летием независимости соседней Южной Осетии. 26 августа, в день признания югоосетинской независимости Россией, президент РЮО Леонид Тибилов отметил: "За время, прошедшее с августовской войны 2008 года, особенно с созданием четвертой военной базы Российской Федерации на территории республики и присутствия погрануправления ФСБ России, безопасность Южной Осетии поднялась на качественно новый уровень".
18 марта 2015 года президенты России и Южной Осетии подписали в Москве договор о союзничестве и интеграции — через четыре месяца после подписания схожего договора между Россией и Абхазией.
Договорной потенциал определяет право на коллективную оборону и совместное отражение агрессии, в случае если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению. При сохранении суверенитета Южной Осетии, отдельные подразделения армии и органов безопасности РЮО по согласованию сторон войдут в состав Вооруженных сил и органов безопасности России.
Однако Грузия не первый год уклоняется от подписания с Южной Осетией и Абхазией соглашения о неприменении силы, что позволяет предположить наличие у нее надежд решить свои территориальные проблемы военным путем, опираясь на возможности НАТО.
Важное место
Российские военные базы в Абхазии и Южной Осетии размещены не для устрашения, однако в диалоге Грузия-НАТО важно учитывать опыт 2008 года.
Важным местом альянса сегодня называют себя Прибалтика, Украина, Грузия и другие наши соседи. Что в такой обстановке делать России? Уверен: надо твердо защищать свои геополитические интересы.
В ноябре 2002 года президент Эдуард Шеварднадзе на саммите НАТО в Праге заявил о том, что Грузия желает стать членом Североатлантического альянса. Этот курс продолжили Михаил Саакашвили и новое правительство, пришедшее к власти в 2012 году.
С 2002 года шаг за шагом альянс зашел в Грузии достаточно далеко. В апреле 2008 года в Бухаресте главы государств и правительств стран — членов НАТО пришли к соглашению о том, что Грузия станет членом НАТО и не долго думая президент Саакашвили отдал войскам приказ: брать Южную Осетию, потом — Абхазию.
Расстреляв российских миротворцев, грузинские войска развязали войну и вскоре бежали, бросив натовскую технику и оружие. И все же соглашение о грядущем членстве Грузии в НАТО было подтверждено на последующих встречах — в 2009 году в Страсбурге и в 2010 году в Лиссабоне.