МОСКВА, 27 авг — РИА Новости. Российский туристический рынок за последние полтора года претерпел значительные изменения: россияне начали экономить на путешествиях, предпочитая отдых внутри страны, при этом организовывая поездки самостоятельно и выбирая размещение подешевле, выяснил "Яндекс", проанализировав запросы пользователей в своем поиске и сервисе "Яндекс.Путешествия" в период с января 2014 года по июнь 2015 год.
Исследование посвящено путешествиям в самом широком смысле — готовые туры, самостоятельный отдых, круизы, сафари, байдарочные походы, поездки на загородные базы отдыха, командировки и т.д., поясняет "Яндекс".
Экономия на отдыхе
В июне 2015 года российские пользователи задали около 70 миллионов поисковых запросов по туризму и путешествиям — это примерно 1,4% от всех запросов к "Яндексу". С июня 2014 эта доля упала больше чем в полтора раза. "Люди экономят и меньше ездят отдыхать", — констатирует "Яндекс".
"Судя по формулировкам поисковых запросов, с прошлого года на туристическом рынке произошли два важных изменения: во-первых, люди стали чаще самостоятельно организовывать свои путешествия, во-вторых, начали искать более дешевые варианты размещения", — отмечает "Яндекс".
Спрос на путешествия упал, прежде всего, в тех городах, где он всегда был самым высоким — в Москве и Санкт-Петербурге. Среди других городов-миллионников снижение интереса к туризму больше всего затронуло Самару, а меньше всего — Екатеринбург, Новосибирск и Ростов-на-Дону.
Отдых на Родине
Исследование "Яндекса" показало, что самая популярная страна для путешествий — Россия. На нее приходится 35% запросов про все направления путешествий, и за истекший год эта доля возросла примерно в полтора раза. Еще треть запросов о путешествиях суммарно приходится на пять стран — Турция (12,3%), Египет (7,5%), Греция (3,7%), Испания (3,4%) и Италия (3,1%).
В России самым популярным туристическим направлением является Сочи, на который приходится 4,19% от запросов про все направления путешествий, на втором месте — Москва с 2,57%, замыкает тройку Анапа с 1,91%.
Внутри страны россияне чаще всего ищут черноморские курорты и большие города. На курорты Крыма и Краснодарского края приходится половина запросов, связанных с внутренним туризмом, причем кавказское побережье на 40% популярнее крымского, выяснил "Яндекс". При этом спрос на курорты Крыма возрос за год на 60%, а Краснодарского края — на 40% (в основном, за счет Сочи). Почти в два раза вырос поисковый интерес к курортам Ставропольского края — Кисловодску, Пятигорску и Ессентукам.
Наиболее высокий рост популярности продемонстрировали Кисловодск (на 101%), Сочи (77%), Евпатория (54%), Судак (50%), Севастополь (47%). Однако пока главными отечественными курортами по доле поисковых запросов остаются Сочи, Анапа, Геленджик и Ялта. Из крымских курортов в топ-10 турнаправлений также вошли Алушта (0,47%) и Евпатория (0,42%).
Зарубежные курорты падают
В зарубежных странах людей интересуют, в основном, морские курорты — в первую очередь, в Египте и Турции (Кемер, Шарм-эль-Шейх, Хургада, Аланья, Сиде, Белек), греческие Крит и Родос, таиландский Пхукет. В первую десятку входит только один некурортный город — Прага. Париж оказался на одиннадцатом месте — этим летом его искали в пять раз меньше, чем Кемер, и в четыре раза меньше, чем Шарм-эль-Шейх или Хургаду.
Популярность большинства крупных зарубежных курортов за истекший год снизилась, исключением стала Хургада (рост на 16%), которая считается относительно дешевым направлением. Особенно резко снизилась популярность пляжных курортов Европы (особенно Греции) и Карибского бассейна, а также Финляндии — очевидно, это связано с падением курса рубля, отмечает "Яндекс".
При этом интерес к США и некоторым странам Западной и Центральной Европы даже увеличился: многие ездят сюда по делам — в командировки, на лечение, учебу и так далее.
Также заметно выросла популярность стран ближнего зарубежья и некоторых экзотичных направлений: Непала, ЮАР, Перу, стран Восточной Азии. Сильнее всего изменился интерес к Тунису: из-за недавних террористических атак доля его курортов среди всех туристических направлений упала почти в три раза.