Россия и Индия в последние годы переходят от отношений поставщик-покупатель в двустороннем военно-техническом сотрудничестве к более сложным формам взаимодействия, в том числе к совместным разработкам военной техники и вооружения. Наиболее успешным проектом на сегодня является уже поступающая на вооружение в Индии сверхзвуковая крылатая ракета "БраМос". Генеральный директор созданного в 1998 году совместного российско-индийского предприятия BrahMos Aerospace Судхир Мишра в ходе авиасалона МАКС-2015 рассказал корреспонденту РИА Новости Александру Неваре о современном состоянии проекта "БраМос", о ходе разработки авиационной и подводной версий ракеты и об исследованиях в области гиперзвука.
— Господин Мишра, когда планируется осуществить первый пуск ракеты "БраМос" воздушного базирования? Полностью ли завершена подготовка к нему?
— Ракета и пусковая установка готовы. Корпорация Hindustan Aeronautics Ltd. (HAL) модернизировала первый многоцелевой истребитель Су-30МКИ и интегрировала с ним пусковую установку. Недавно мы провели первые полеты с пусковой установкой, и все они прошли хорошо.
Мы изучаем собранную информацию, и я надеюсь, что до конца этого года состоится первый полет истребителя со штатной ракетой. После этого будет проведено бросковое испытание макета ракеты, а затем финальные испытания с пуском штатной ракеты с самолета — мы надеемся, что они состоятся в начале 2016 года.
Мы двигаемся очень осторожно, но настойчиво, чтобы реализовать нашу миссию. Интеграция ракеты "БраМос" с Су-30МКИ даст ВВС Индии оружие большого радиуса действия — ведь Су-30 может летать с дозаправкой в воздухе на расстояние порядка 3 тысяч километров, а большая дальность "БраМос" позволит запускать ракету с безопасного расстояния, не ставя под удар сам самолет.
— Каковы основные особенности и преимущества воздушной версии ракеты "БраМос"?
— Ракета "БраМос" класса "воздух-земля" легче, чем другие варианты, и весит 2,5 тонны. При этом она обладает такой же мощностью при дальности 290 километров и скорости 2,8 маха. Она несет 300-килограммовую боеголовку и способна поражать наземные цели с высокой точностью. Оснащение такой мощной воздушной платформы, как Су-30МКИ, настолько же смертоносным оружием многократно увеличивает возможности ВВС по поражению вражеских целей с пуском из зоны вне действия ПВО.
Ракета "БраМос-A" не имеет аналогов, если сравнивать ее с другими ракетными системами воздушного базирования во всем мире. ВВС ни одной страны мира не обладают такой мощной сверхзвуковой крылатой ракетой.
— Как продвигается работа по созданию подводной версии ракеты "БраМос"?
— Ракета "БраМос" подводного базирования уже была успешно испытана с подводной платформы в 2013 году, чтобы подтвердить то, что она прекрасно подходит на роль основного ударного оружия подводных лодок. Мы рассчитываем, что наше правительство в ближайшее время объявит о тендере на ударную подводную лодку P-75I (предполагается закупка шести дизель-электрических подлодок — ред.). Мы надеемся, что наша ракетная система станет наилучшим возможным выбором для новых подводных лодок, которые планируют приобрести Военно-морские силы Индии.
— На каком этапе находится разработка гиперзвуковой ракеты "БраМос"? Начаты ли исследования в данном направлении?
— Проект создания гиперзвуковой ракеты "БраМос" пока находится в самой начальной стадии. Мы приступили к основополагающей работе по данному направлению. Мы работаем с лучшими исследовательскими институтами и Индии и России, чтобы получить наилучшую реализуемую конфигурацию этой системы. Всем известно, что металлургия играет очень важную роль в высокоскоростных системах, и нам нужно найти материалы, которые могли бы выдержать огромные температуры и не потерять свои свойства.
Исследовательские работы по данному проекту ведутся в Индии в Индийском научном институте и в России в Московском авиационном институте (МАИ). Эта новая ракета задумывается как революционный вид оружия, способный летать с очень большой скоростью в 5-7 махов.
Точная конфигурация этой системы пока не определена, создание прототипа гиперзвуковой ракеты "БраМос" может занять примерно шесть-семь лет.
— Какая продукция представлена BrahMos Aerospace на авиасалоне МАКС? Будут ли натурные образцы?
— BrahMos Aerospace в первую очередь демонстрирует на внешней экспозиции полномасштабный натурный образец ракеты воздушного базирования вместе с пусковой установкой, а в павильоне мы расскажем о проекте оснащения самолета Су-30МКИ ракетой "БраМос". Мы также представляем построенные в Калининграде фрегаты проекта 1135.6 — три таких корабля уже оснащены каждый восемью ракетами "БраМос", очень вероятно, что наши ВМС разместят на российской верфи дополнительный заказ на три таких корабля с ракетами "БраМос".
Кроме того, мы ожидаем, что российский флот установит ракеты "БраМос" на эти платформы, которые строятся и для ВМФ России. Это, безусловно, увеличит возможности по экспорту кораблей данного класса третьим дружественным странам. Тот факт, что два мощных мировых флота будут обладать кораблями одного класса с одинаковыми комплексами вооружения, несомненно сделает проект 1135.6 интересным выбором комбинации платформа-вооружение для стран Юго-Восточной Азии, которые поддерживают дружеские отношения как с Индией, так и с Россией. Естественно, для любой экспортной деятельности будет необходимо одобрение правительств Индии и России.