Японский бизнес в условиях непростой политической и экономической ситуации сохраняет уверенность в будущем российского рынка. Санкции японского правительства не оказали значительного влияния на торговлю и инвестиции двух стран, при этом психологический эффект был заметен. Тем не менее компании из Страны восходящего солнца хотят укрепить сотрудничество с российскими партнерами в ряде отраслей.
О том, какие именно сферы интересуют японский бизнес, в преддверии Восточного экономического форума рассказал в интервью РИА Новости глава представительства Японской ассоциации по торговле с Россией и новыми независимыми государствами (РОТОБО) в РФ Накаи Такафуми. Беседовала Вероника Буклей.
— Господин Накаи, добрый день. В августе исполняется год, как Россия ввела контрмеры против ряда западных стран. Оказало ли это влияние на товарооборот между Россией и Японией?
— Контрмеры России против ряда западных стран в основном касаются импорта продуктов питания и сельскохозяйственных товаров, однако Япония не попадает в число стран с этими ограничениями и объемы экспорта продуктов питания и сельскохозяйственных товаров из Японии в Россию невелик, поэтому, я полагаю, влияния контрмер на товарооборот почти нет.
— Комфортно ли японским компаниям сейчас работать на рынке РФ? Как вы оцениваете рынок с точки зрения привлекательности для инвестиций? Считаете ли текущий курс рубля приемлемым для ведения бизнеса?
— Санкции японского правительства против России не оказывают значительного реального эффекта, но психологический эффект есть и довольно большой. Из-за этого в настоящее время мало предприятий, которые намерены делать инвестиции в страну, против которой введены санкции правительства. В этом смысле для японских компаний в России сейчас ситуация некомфортная.
Тем не менее Россия, как и, например, Индия, Вьетнам или Бразилия, огромная страна с большим потенциалом экономического роста, и многие японские предприятия видят в России перспективный рынок.
У дешевого рубля есть две стороны — хорошая и плохая. Для экспорта автомобилей падение рубля — большой удар, а с точки зрения инвесторов — благоприятные условия.
— Какие секторы экономики РФ вы расцениваете как наиболее перспективные для сотрудничества с японскими компаниями? Планирует ли японский бизнес в настоящий момент новые проекты в России?
— В настоящее время японская сторона хочет укрепить такие сферы сотрудничества с Россией, как фармацевтическая и медицинская промышленность, пищевая промышленность и сельское хозяйство, инфраструктура.
Однако в условиях нынешних политических и дипломатических отношений, активизация делового сотрудничества трудно осуществима.
Необходимо как можно быстрее улучшить межправительственные отношения между Японией и Россией, это будет чрезвычайно важным и для бизнес-сообщества.
— Россия создает налоговые льготы для инвесторов на Дальнем Востоке, пользуются ли ими японские предприниматели? Если ли у японских компаний потребность в дополнительных стимулирующих мерах со стороны российских властей?
— Налоговые льготы — это выгода, которую можно получить после получения прибыли, поэтому они не становятся стимулом для инвестиций. Гораздо более эффективной мерой для стимулирования инвестиций было бы, например, снижение процентной ставки по кредитам в банках на Дальнем Востоке.
— Как себя сейчас чувствуют в России японские автоконцерны? Планируют ли они наращивать свое присутствие в России?
— Японские компании, в основном, сосредотачиваются не на краткосрочной, а на долгосрочной перспективе. Долгосрочные прогнозы автомобильного рынка России выглядят обнадеживающе, поэтому автопроизводители, вероятно, и дальше будут наращивать свое присутствие в России.
— Идея строительства энергомоста между Россией и Японией обсуждается с 2000 года. Стоимость проекта оценивалась в 5,6 миллиарда долларов. Как продвигается реализация проекта?
— В Японии укоренилось мнение о том, что страна должна перейти на самообеспечение в сфере энергетики. Пока не придут к общему мнению, должна ли Япония сама обеспечивать себя энергией или нужно импортировать энергию, это проект не будет продвигаться.
— Рассматривают ли японские компании возможность инвестирования в проекты в области АПК в России, в частности на Дальнем Востоке?
— Есть достаточно большая вероятность производства сои в Амурской области и Еврейской автономной области и импорта в Японию этой продукции. Кроме того, компания JGC планирует начать проект тепличного сельского хозяйства в Хабаровском крае.
— Учитывая, что сейчас в России наблюдается спад экономики и сокращение потребительских расходов, как экономическая ситуация сказалась на продажах японской бытовой техники и электроники в России? Снизились ли продажи, и если да, то насколько сильно?
— За период с января по июнь 2015 года экспорт электроники из Японии в Россию, включая теле- и видеотехнику и цифровые камеры, сократился на 57% по сравнению с тем же периодом 2014 года. Однако доля электроники в общем экспорте в Россию не превышает 4,6%, поэтому влияние на общие объемы экспорта невелико.
— Рассматривают ли японские компании возможность локализации производства бытовой техники и электроники в России, учитывая девальвацию рубля и возможность заключения более выгодных сделок, — открытие заводов, производств, покупка уже работающих предприятий?
— В России у японских производителей техники нет конкурентного преимущества по сравнению с Китаем и Кореей, поэтому, как мне кажется, вероятность локализации производства невелика.
— Будет ли недавнее снижение на фондовых биржах Азии иметь серьезные последствия? Могут ли японские компании в связи с этим отказаться от инвестиций за рубеж или отложить зарубежные проекты?
— Снижение темпов экономического роста в Китае наносит вред экономике не только Японии, но и всего мира. Если мировая экономика будет замедляться, будут замедляться и темпы инвестиций японских предприятий.