Анастасия Мельникова, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Столичный мэр Сергей Собянин извинился перед жителями за неудобства, связанные с благоустройством города. "Я прошу прощения у москвичей за те неудобства, которые мы причиняем. Но это временные неудобства, а затем это будет уже другое совсем пространство, комфортное и удобное", — сказал мэр в интервью Первому каналу.
Редкий случай, когда власть просит прощения. Аналогичный пример — слова того же мэра по поводу пожара и коллапса в метрополитене в июне 2013 года, а также извинения предыдущего градоначальника Юрия Лужкова после теракта на станциях "Лубянка" и "Парк культуры" в марте 2010 года.
Но пожар и теракты в метро — чрезвычайные случаи, благоустройство же города — рабочий процесс. Что же такого должно произойти, что власти пришлось приносить извинения за вполне штатную ситуацию?
Бесконечный ремонт
Сокращение парковочных мест, постоянный ремонт дорог, замена еще свежей вроде бы плитки на тротуарах, отсутствие нормальной ливневой канализации, обновление вполне еще приличных детских площадок, неаккуратно ведущиеся работы по благоустройству — список претензий к столичным властям возрастает по мере того, как усиливается активность ремонтников.
При всех действительно полезных инициативах и благих намерениях столичной мэрии, о конечных результатах благоустройства москвичи судят на местах. А там, во дворах и микрорайонах, результаты порой не то чтобы впечатляют — многое ведь зависит от подрядчиков.
А кто у нас получают подряды во дворах — мы видим ежедневно. В основном это мигранты-непрофессионалы, непонятные группы случайных людей-временщиков, сегодня они есть — завтра уезжают к себе на родину: ни ответственности, ни возможности переделать свои же "косяки", ни гордости за свою работу. Гордиться можно лишь тем, что сделали хотя бы в срок, и на том спасибо.
Так, судя по рассказам только моих знакомых (адреса конкретные есть, если кого-то интересует), оставить после замены люков на несколько недель огромные глубокие ямы — это норма. Нормально покрасить входные двери и стены в подъезде, не "отшкурив" старые. А про существование малярных лент бригады шабашников часто и не подозревают. Нормально положить у входа в подъезд светлую напольную плитку — действительно красиво, но до первого дождя.
В разных районах города жители недоумевают: а зачем понадобилось ограждать небольшие скверики, палисадники и детские площадки низкими металлическими заборами — в чем их тайный смысл? Почему после очередной ежегодной замены асфальта на дворовых дорогах после дождя остаются огромные глубокие лужи? Почему на Патриарших спиливают деревья, почему вешают запрещающие стоянку знаки даже на тех дорогах, на которых нет интенсивного движения и автомобильных пробок? Почему при организации платных парковок где-то можно оставлять машину, а рядом, в десяти метрах, при прочих равных условиях, — вдруг нельзя?
Когда станет лучше?
Ведь чем больше строят — тем больше негативных комментариев и мнений получают в ответ.
И, конечно, внешний облик столицы в целом меняется к лучшему, это тоже факт. Достаточно выехать хотя бы в Подмосковье, чтобы почувствовать разницу. Опять же — кто ищет недостатки, тот всегда их найдёт (учитывая, что искать их особо не надо, достаточно просто оглянуться).
Что радует: обо всём, что не нравится, уже давно можно писать напрямую, на портал правительства Москвы. Обратная связь работает, жалобы обычно разбираются, к предложениям жителей в большинстве случаев прислушиваются. То есть мало просто публиковать у себя на страницах в соцсетях абсурдные результаты благоустройства, чтобы это дошло до тех, кто способен как-то повлиять на ситуацию (хотя, конечно, соцсети порой творят чудеса).
Помимо продолжения строительства новых станций Московского метрополитена и реконструкции крупных автомобильных развязок, планируется полностью обновить территорию ВДНХ. В начале августа Сергей Собянин представил Владимиру Путину план развития ВДНХ на долгосрочную перспективу.