Кипр, входивший в состав английских колониальных владений, получил независимость 16 августа 1960 года, юридическим оформлением которой явились принятые в том же году "Договор об учреждении", "Договор о гарантиях" и "Договор о союзе". Основой для данных документов послужили навязанные киприотам Цюрихско-лондонские соглашения 1959 года, значительно ограничивающие суверенитет республики. По этим соглашениям Англия, Греция и Турция являются гарантами "независимости, территориальной целостности и безопасности" Кипра, что дает этим странам возможность вмешательства в его внутренние дела ("Договор о гарантиях"). Кроме того, Греция и Турция получили право держать на острове свои военные контингенты — соответственно 950 и 650 человек ("Договор о союзе"). Великобритания сохранила на Кипре под своим полным суверенитетом территорию площадью 99 квадратных миль, на которой расположены две крупные военные базы — Декелия и Акротири, а также обеспечила себе право использовать другие "небольшие участки" и инфраструктуру в связи с деятельностью баз и объектов. Помимо этих баз имеется еще несколько других военных объектов и сооружений Англии и США.
Возникший в 1963 году конституционный кризис в стране привел к выходу турок-киприотов из всех властных структур Республики Кипр и в итоге вылился в кровопролитные столкновения между греческой и турецкой общинами острова. В марте 1964 году Совет безопасности ООН принял решение о размещении на Кипре контингента миротворческих сил, мандат которых с тех пор регулярно продлевается.
Детонатором для копившегося на острове конфликтного потенциала явилась инициированная афинским военным режимом в июле 1974 года попытка государственного переворота с целью свержения законной власти и присоединения ("энозиса") Кипра к Греции. В ответ Турция, сославшись на Цюрихско-лондонские соглашения, воспользовалась статусом государства-гаранта безопасности Кипра и под предлогом защиты конституционных прав турок-киприотов ввела на остров свои войска, заняв около 37% территории Республики Кипр. Более 160 тысяч греков-киприотов были вынуждены покинуть места своего проживания в северной части Кипра, куда в свою очередь перебрались проживавшие на юге турки-киприоты. Практически все связи между двумя общинами были прерваны, а территория страны расколота на греческую (где продолжают действовать законные органы международно признанной Республики Кипр) и турецкую части. Вопреки многочисленным решениям ООН по Кипру, Анкара сохраняет свое военное присутствие на севере острова (около 40 тысяч военнослужащих). В ноябре 1983 года на контролируемой турецкими войсками территории острова была провозглашена так называемая "Турецкая республика северного Кипра", до сих пор не признанная никем, кроме Турции. Совет Безопасности ООН в резолюции 541 (1983) осудил данный шаг и призвал все страны-члены ООН "уважать суверенитет, независимость, территориальную целостность Республики Кипр", "не признавать никакое кипрское государство, кроме Республики Кипр". Эта позиция была подтверждена в резолюции СБ ООН 550 (1984), содержавшей призыв "не содействовать и не оказывать каким-либо образом помощи сепаратистскому образованию" на севере острова Кипр.
С 1975 года Генеральный секретарь ООН осуществляет возложенную на него Советом Безопасности миссию "добрых услуг" по Кипру, имеющую целью оказание содействия греческой и турецкой общинам острова в интересах договорного урегулирования кипрской проблемы.
Результатом его усилий явились встречи и соглашения между лидерами греко- и турко-кипрской общин острова архиепископом Макариосом и Рауфом Денкташем в 1977 году и Спиросом Киприану и Рауфом Денкташем в 1979 году, которые определили формат будущего урегулирования кипрской проблемы — двузональная двухобщинная федерация. Достигнутые тогда договоренности до сих пор остаются единственной согласованной позицией сторон и нашли поддержку как в самих общинах, так и у международного сообщества.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников