Анастасия Мельникова, обозреватель "Россия сегодня"
Запрещенные кинофильмы, "черный список" артистов, теперь ещё и запрет на продажу книг "антиукраинской направленности". Такое ощущение, что в киевском Госкомтелерадио работают тайные поклонники политики России, привлекая внимание к некоторым книгам, которые наверняка остались бы незамеченными большинством украинских читателей.
Почти все эти книги из "списка 38-ми" сейчас при желании можно найти в свободном доступе в интернете. Смысл запретов? Да, понятно, что это демонстрация позиции, официального отношения ко всему российскому, элемент информационной войны и так далее. Но ведь совсем по-совковому демонстрируют. Хотя, ведь даже в СССР, при "железном занавесе", можно было ввезти окольными путями запрещенную литературу, поймать сквозь "глушилки" американские радиостанции и купить у фарцовщиков западные пластинки и видеокассеты.
А сейчас даже не нужно строить контрабандных схем и диссидентских заговоров: пара кликов в интернете — и найдется всё.
Купить эти книги пока тоже не проблема на Украине. "Такие книги привозят под заказ, спрос на них немалый", — рассказал один из продавцов на книжном рынке в Киеве украинской газете "Вести". При этом некоторые запрещенные в стране издания продавцы ставят на видное место.
Грустно и смешно
В украинском Госкомтелерадио разъяснили, что их действия соответствуют статье 28 закона Украины "Об издательском деле": он запрещает распространение "издательской продукции, ввозимой из-за рубежа, которая может быть использована для призывов, направленных на ликвидацию независимости Украины, изменение конституционного строя насильственным путем, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства". В комитете также отметили, что список может пополниться новыми названиями книг.
"Я очень сожалею о том, что в братской Украине принимаются такие непродуманные и бессмысленные решения, — сказал РИА Новости глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. — Во-первых, такие решения просто противоречат Флорентийскому соглашению, которое было заключено еще очень давно в рамках ЮНЕСКО, — как раз о свободе информации. Во-вторых, это смешно в условиях интернета. Тогда проще было бы, наверное, отключить Украину от интернета и все".
Некоторые российские режиссеры назвали решение киевских властей наказанием для самих украинцев, однако, по их мнению, нашей стране не стоит принимать ответных действий.
Этот запрет российских мелодрам поначалу воспринимался как дикость, невозможная ни в одной развитой стране. Теперь это уже, скорее, данность, ожидаемое следствие информационной войны.
Кого не ждут на Украине
В начале августа Минкульт Украины обнародовал так называемый черный список деятелей культуры из РФ, которые, по мнению украинских властей, "создают угрозу национальной безопасности" страны. Среди них — Михаил Боярский, Сергей Безруков, Жерар Депардье, Иосиф Кобзон, Иван Охлобыстин, Олег Газманов, Николай Расторгуев, Михаил Пореченков, Григорий Лепс, певица Валерия и её муж продюсер Иосиф Пригожин.
9 августа на Украину не пустили Стаса Пьеху, он должен был выступать с концертом в одном из одесских клубов. Служба безопасности Украины (СБУ) и пограничная служба отказали ему во въезде, сообщается на сайте Одесской областной госадминистрации.
"По рекомендации Одесской ОГА, СБУ и Пограничная служба Украины отказали во въезде на территорию страны Стасу Пьехе из-за его поддержки оккупации Крыма и оголтелой пропутинской пропаганды", — сказано в заявлении. В оголтелой пропаганде Стаса Пьеху сложно заподозрить, но причиной запрета на въезд на территорию Украины могли стать его выступления в Крыму.
"Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь!" — помните, это опять из глубокого советского прошлого? Только теперь этот абсурдный плакатный лозунг, получается, уже звучит как назидание для западных джазменов.
По мнению основателя фестиваля Дмитрия Киселева, сами они не принимали решения отказаться от гастрольной поездки в Коктебель. "Это решение приняли за них те, в чьих силах угрожать им и, образно говоря, выкрутить руки, — считает генеральный директор МИА "Россия сегодня". — Никогда — ни в украинский период, ни тогда, когда Крым по своей воле воссоединился с Россией, — мы не политизировали джаз. Нам просто хотелось создать радостное для людей, яркое международное культурное событие в одном из красивейших мест мира".