В среду исполняется 15 лет со дня гибели подводной лодки "Курск", затонувшей в Баренцевом море. Во многом именно эта трагедия вынудила службу поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ РФ приступить к модернизации спасательного оборудования и поиску новых мер по обеспечению безопасности подводников. О том, каких успехов удалось добиться в этом направлении за прошедшие 15 лет, и том, что еще предстоит сделать, в интервью корреспонденту РИА Новости Андрею Чаплыгину рассказал Алексей Кайфаджян, генеральный директор компании "Тетис Про", сыгравшей ключевую роль в обновлении поисково-спасательных служб российского флота.
— Трагедия с "Курском", несомненно, многое изменила в подходе командования ВМФ к подготовке, оснащении и организации спасательных подразделений на флоте. Скажите, как это отразилось на практике?
— А какая роль в этом обновлении было отведена "Тетису"?
— "Тетис" в тот период выступал неким техническим экспертом и посредником между "Рособоронэкспортом" и зарубежными производителями данной техники, поскольку у нас на тот момент уже сложились партнерские отношения с этими поставщиками. После того, как эти технические средства были приобретены, мы организовывали своими силами их установку на судах ВМФ и ввод в эксплуатацию с разработкой соответствующей документации для наших моряков.
— Можно ли сказать, что эффективная система поисково-спасательного обеспечения Военно-морского флота на сегодняшний день окончательно сложилась?
— Хочется отметить, что развитие необходимых для подводных работ средств недостаточно для создания системы поисково-спасательного обеспечения, ее нужно рассматривать как комплекс мер. Речь идет о наличии специализированных судов-носителей, технических средств, подготовленного обслуживающего персонала, причем как в спасательных подразделениях ВМФ, так и на самих кораблях и подводных лодках. Иными словами, о гармонизации и эффективности системы можно говорить лишь при наличии соответствующей кораблестроительной программы, при создании различных средств поиска и спасания, а также при развитии и установке индивидуальных и коллективных средств спасания на самих кораблях и подлодках. Все эти компоненты должны соответствовать друг другу, развиваться параллельно и комплексно.
— Теперь, когда российский ВМФ оснащен необходимым количеством спасательных средств, какие шаги предпринимает "Тетис Про" для обеспечения флота широким спектром российских аналогов зарубежных подводно-технических средств?
— При принятии решения о закупке современного оборудования закладывалась идеология развития и наших средств и систем. Такую задачу "Тетис Про" поставил себе сам и заручился поддержкой Военно-морского флота. На данный момент, если подводить итоги этих 15 лет, мы производим на наших площадях современное водолазное снаряжение, не уступающее, а по некоторым техническим характеристикам и превосходящее импортные аналоги.
Получив опыт эксплуатации зарубежных аналогов и разобравшись в их достоинствах, мы также производим комплексы подводного телевидения, станции водолазной связи, компрессоры для обеспечения водолазных спусков, различный водолазный инструмент, в том числе телеуправляемый необитаемый подводный аппарат, пока что с рабочей глубиной до 350 метров. Все эти средства уже серийно выпускаются и приняты на снабжение, за исключением подводного аппарата "Марлин-350", который успешно прошел государственные испытания и планируется к принятию на снабжение в августе-сентябре этого года.
— И сколько таких аппаратов планируется поставить Военно-морскому флоту?
— К поставке в 2016 году запланировано пять аппаратов. В проекте государственного заказа на 2017 год закупка и установка этих аппаратов в интересах Военно-морского флота также предусмотрена.
— Не планируется ли создать "старшего брата" "Марлина" с рабочей глубиной до тысячи метров или более?
— Сейчас проводится опытно-конструкторская работа по разработке, созданию опытного образца и проведению испытаний аппарата "Марлин-1000".
Планируемый срок окончания опытно-конструкторской работы, то есть создание опытного образца и соответствующей документации, это первый квартал 2016 года. В 2016 году мы планируем провести государственные испытания для того, чтобы представить этот аппарат для принятия на снабжение министерства обороны. Также у нас есть автономный необитаемый подводный аппарат с глубиной погружения до тысячи метров — "Концепт-М". Он уже разработан, сейчас ведется его подготовка к серийному производству. Это автономный поисковый необитаемый аппарат, российский аналог аппарата "Гавиа", но это будет полностью отечественное изделие. Если говорить про телеуправляемые аппараты, такие как "Марлин", то они используются в основном для технических работ, для обследования и подготовки к судоподъему и другим подводным операциям. Автономные аппараты используются для проведения поиска объектов, лежащих на грунте, то есть затонувших и аварийных объектов.
— В настоящее время перед российским оборонно-промышленным комплексом как никогда остро стоит вопрос импортозамещения. Стоят ли такие задачи перед "Тетисом" в плане технического обслуживания уже закупленных зарубежных аппаратов?
— Естественно, что в конце прошлого года и в начале этого года мы столкнулись с трудностями по техническому обслуживанию подводного оборудования, поставленного ранее, и невозможностью завоза определенных комплектующих в связи с объявлением санкций. Так как контракты по техническому обслуживанию мы выполняем не один год и не два, а более восьми лет, мы постоянно проводили работу по возможности использования отечественных комплектующих для этих работ. В максимально возможном объеме мы используем комплектующие российского производства для проведения технического обслуживания этой импортной техники в связи с тем, что гарантийные обязательства сейчас несем уже мы, и, взяв на себя эту ответственность, продлеваем этот гарантийный срок. В связи с санкциями мы провели большую работу по поиску альтернативных поставщиков из стран, не присоединившихся к санкциям. То, что мы не можем произвести сами или найти на российских предприятиях, мы пока закупаем в странах Юго-Восточной Азии и Китае. Техническое обслуживание, естественно, будет проведено, и эксплуатация импортной техники в объеме ее срока службы будет обеспечена. Если вдруг по каким-то причинам будет невозможно произвести обслуживание, будем полностью заменять эти технические средства на наши отечественные.
— Необитаемые подводные аппараты отлично зарекомендовали себя в спасательных работах, а каковы перспективы их использования в разведывательных целях или для обеспечения противоминной обороны?
— Необитаемые подводные аппараты имеют, на мой взгляд, огромную перспективу их использования в разведывательных целях и для обеспечения противоминной обороны в связи с тем, что эти средства изначально создавались для работы с потенциально опасными объектами. Поэтому в целях противоминного обеспечения ВМФ эти аппараты должны являться одним из ключевых технических средств проведения работ, причем как телеуправляемые, так и автономные аппараты. Дело в том, что автономный аппарат с точки зрения противоминного обеспечения позволяет обезопасить и судно-носитель этого средства, так как он не имеет с ним никаких жестких связей, связь осуществляется исключительно по гидроакустическому каналу или в надводном положении по радиоканалу. Фактически это автономная необитаемая подводная лодка в миниатюре.
— Среди ключевых требований Военно-морского флота к перспективным боевым кораблям и подводным лодкам нового поколения значится интеграция беспилотных комплексов, в том числе и подводных. Ведет ли "Тетис" разработки в этом направлении?
— Во всем мире есть модели использования автономных необитаемых подводных аппаратов в разведывательных целях. Это, конечно же, требует разветвленной системы управления и довольно серьезных финансовых вложений, чтобы интегрировать эти аппараты в систему разведки Военно-морского флота либо разведки министерства обороны. Если говорить о наработках "Тетиса", то мы проводили работы по возможности интеграции автономного необитаемого подводного аппарата в состав технических средств подводной лодки. Но пока это были исключительно технические предложения, так как средств лишь нашей компании для того, чтобы серьезно заниматься этим вопросом в инициативном порядке, недостаточно.
— Кто, по-вашему, должен включиться в эту работу?
— На мой взгляд, это предмет серьезной комплексной работы в военных научно-исследовательских учреждениях для того, чтобы разработать как модель использования, так и требования к этим автономным необитаемым подводным аппаратам. К выполнению этих работ необходимо обязательно привлекать проектантов кораблей и подлодок, а также промышленность, чтобы не были сформированы невыполнимые требования к какому-либо средству. Надо исходить как из требований заказчика, так и из возможностей исполнителя. Только совместно с военной наукой, конструкторскими бюро и судостроительными заводами производители подводных аппаратов, такие как, например, "Тетис Про", могут проводить эту работу при условии государственного финансирования.
— Пользуется ли продукция "Тетис Про" спросом за рубежом или же вы работаете исключительно на российский рынок?
— В первую очередь мы работаем, конечно, на российских рынок, поскольку большая часть номенклатуры производимых нами технических средств поставляется для министерств и ведомств России: ВМФ, МЧС, МВД, ФСБ и других. Есть и такие крупные корпоративные клиенты, как "Транснефть" и "Газпром", но мы тем не менее открыты для поставки нашего оборудования на экспорт в связи с тем, что наша страна не распространила ответные санкции на номенклатуру, касающуюся поисково-спасательных средств, ведь невозможно и неправильно заниматься спасанием по государственному и национальному принципу. Когда происходит катастрофа, это дело общее, и, на мой взгляд, подразумевает объединение всех поисково-спасательных средств и сил, чтобы спасти человека или предотвратить катастрофу.
Если же говорить про экспорт продукции нашей компании, то в этом году осуществлена поставка двух водолазных комплексов в Германию на судостроительную верфь Nordic Yards, где они были установлены на строящиеся там многофункциональные спасательные суда. Также сейчас "Тетис Про" производит поисково-спасательный комплекс для установки на корабли ВМС Казахстана, причем первый в серии комплекс планируется к установке в этом году. Постоянно осуществляются поставки водолазного снаряжения и подводного оборудования для спасательных служб Белоруссии и Узбекистана.
Стоит отметить, что есть потребность в нашей продукции, подтвержденная по линии "Рособоронэкспорта", в Египте и Индии, но пока эти проекты находятся в стадии обсуждения и предконтрактной подготовки.