12 августа 1985 года разбился, врезавшись в гору в 70 километрах от Токио (Япония), самолет Boeing-747SR авиакомпании Japan Air Lines (JAL). Погибли 505 пассажиров и 15 членов экипажа. Четверо пассажиров выжили. Это стало крупнейшим по числу жертв крушением одного самолета за всю историю авиации.
Модификация базовой модели Boeing-747-100 с индексом SR (англ. short range — короткая дистанция) была разработана специально для использования на загруженных местных линиях.
Разбившийся лайнер повышенной вместимости с бортовым номером JA8119 за 11 с лишним лет эксплуатации совершил 18 тысяч 835 полных циклов "взлет-посадка", налетав более 25 тысяч часов.
В понедельник 12 августа 1985 года самолет выполнил четыре внутренних перелета и, приземлившись в токийском аэропорту "Ханеда" в 17.17 местного времени, менее чем через час, в 18.12 вылетел очередным рейсом JAL123 в Осаку. Через 12 минут над морем на высоте 7200 метров и при скорости более 550 километров в час в хвостовой части самолета раздался резкий хлопок, а приборы в кабине пилотов зафиксировали разгерметизацию салона. Командир корабля подал сигнал бедствия и объявил о решении возвращаться в Токио. Однако при попытке совершить соответствующий маневр выяснилось, что рули высоты и крена не работают из-за резкого и полного падения давления в гидравлической системе управления механизмами самолета. Снижаясь и теряя скорость, лайнер стал раскачиваться во всех трех плоскостях — так называемый "голландский шаг". Попытки экипажа стабилизировать самолет с помощью закрылков и варьирования тяги правых и левых двигателей имели лишь временный успех. Совершив неуправляемый круг радиусом четыре километра, резко набрав и так же резко потеряв высоту, JA8119 в 18.56 врезался в покрытый лесом склон горы Оцутака на высоте около полутора километров над уровнем моря, "чиркнув" перед этим по вершине соседней возвышенности. Дым от начавшегося пожара позволил довольно точно определить место падения, однако из-за темноты и дождя пожарные и спасатели смогли добраться до обломков самолета по сильно пересеченной местности только через 12-14 часов.
На месте крушения были обнаружены живыми две женщины и две девочки, занимавшие места в самом конце салона по центру. Они сообщили, что слышали крики и стоны других выживших. Эксперты подтвердили, что часть пассажиров умерли уже после аварии от шока, потери крови или переохлаждения.
Отправной точкой расследования катастрофы стало обнаружение в море большого куска вертикального стабилизатора ("хвоста") самолета JA8119, а также информация о ЧП, которое случилось с самолетом в июле 1978 года. Тогда при посадке в Осаке из-за ошибки пилота он ударился хвостовой частью о взлетно-посадочную полосу, в результате чего, в том числе, треснул пополам хвостовой гермошпангтоут — металлическая деталь силовой конструкции в форме полусферы, которая отделяет пассажирский салон, где поддерживается комфортное для человека давление, от негерметичного хвостового отсека. С участием приглашенных инженеров компании Boeing гермошпангоут был отремонтирован, однако вместо того чтобы соединить сломавшуюся деталь двумя рядами заклепок, ограничились одним. С учетом того, что из-за разницы давления внутри и снаружи самолета гермошпангоут испытывает на взлете и посадке серьезные нагрузки, катастрофа стала только вопросом времени.
В день крушения при наборе высоты гермошпангоут лайнера JA8119 лопнул по шву, ослабленному никем не замеченными усталостными изменениями металла. В результате взрывной декомпрессии пассажирского салона от фюзеляжа почти целиком оторвалось хвостовое оперение. Попутно оказались повреждены все четыре магистрали гидравлической системы. Лайнер лишился рулей направления и высоты и был обречен.
Компании Boeing и JAL создали фонд для выплаты компенсаций семьям погибших, но за катастрофу никто персонально наказан не был, если не считать того, что, не дожидаясь результатов расследования, президент Japan Air Lines Ясумото Такаги подал в отставку, а начальник технической службы JAL в аэропорту "Ханеда" Хироо Томинага покончил с собой.
Новое руководство JAL распорядилось проверить все самолеты Boeing-747SR на предмет усталости металла в наиболее напряженных элементах конструкции. Практически у всех машин этого типа были обнаружены трещины в силовом наборе носовой части фюзеляжа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников