МУРМАНСК, 11 авг — РИА Новости. Участники "Карской экспедиции" отправляются из Мурманска на борту ледокола "Балтика" к затонувшим судам "Марина Раскова" и "Александр Сибиряков", которые были потоплены в Карском море во время Великой Отечественной войны, сообщили организаторы экспедиции на пресс-конференции.
В прошлом году участники первой экспедиции сделали сенсационное открытие — они предполагают, что обнаружили точные координаты погибшего транспорта "Марина Раскова", тральщика ТЩ-118, а также ледокольного парохода "Александр Сибиряков". Однако теперь требуется более детальное обследование, чтобы подтвердить правильность предположений исследователей.
Уникальные находки
"В этом году появилась возможность увеличить масштаб операции, найти дополнительные суда. То оборудование, которое есть, позволит не только с поверхности воды посмотреть, но и опуститься к судам, идентифицировать их, провести мероприятия, которые помогут лучше понять нашу историю и смысл подвигов", — сказал руководитель поисковых работ Станислав Жигалко.
Но Шулинин отмечает, что пока нельзя уверенностью заявить о том, что найденные суда — именно "Раскова" и "Сибиряков", ведь координаты последнего отличаются от тех, что были известны в советское время, на 10 миль. "Уверенности на 100% нет, но на 99,99% уверенность есть — в том месте не происходило активных боевых действий, и не было затонувших кораблей. Но есть несколько судов без привязок координат места гибели", — отметил исследователь. Он также добавил, что на сегодня известно о том, что на дне Карского моря покоится от 13 до 17 судов, затонувших в годы войны.
Оборудование для обследования и съемки
Особо организаторы экспедиции отмечают уникальность оборудования и самого новейшего ледокола "Балтика". По их словам, большая часть техники, которая будет использована — отечественного производства. Исследователи надеются, что оборудование позволит им не только детально обследовать уже найденные объекты, но и найти дополнительные суда, которые участвовали в конвоях.
"Есть гидролокаторы, которые способны сканировать дно полосой до 200 метров, подводный аппарат, который обеспечит спуск водолазов и проведет собственные видеосъемки, спустятся водолазы, техника позволит снять все в хорошем разрешении и открыть то, что более 70 лет было неизвестно", — сказал Жигалко. По его мнению, используемое оборудование "уникально не только для России, но и для мира".
На борту корабля будут работать несколько служб и разные специалисты. Им предстоит многое сделать впервые, ведь до сих пор подобных экспедиций с обследованием подводных объектов в Карском море не было. Экспедицию поддержало правительство Ямало-Ненецкого округа.
Поднимать не будут
Он сообщил, что исследователи планируют поднять мелкие предметы с затонувших кораблей — для получения дополнительной информации и идентификации судов. Впоследствии их передадут в музеи.
В планах участников экспедиции, которая продлится около 25 дней, — высадиться на остров Белый, рядом с которым затонули суда конвоя БД-5 и где были похоронены несколько его участников. Там планируется установить поклонный крест и провести мемориальную церемонию. Также "Карская экспедиция" посетит остров Белуха. Кроме того, если позволит погода, члены экспедиции начнут поиск и обследование пограничного сторожевого корабля "Бриллиант", затонувшего в Карском море в 1944 году.
Справка
Конвой БД-5 ("Белое море — Диксон N5") был потоплен немецкой подводной лодкой 12 августа 1944 года. Основным судном конвоя являлся большой транспортный пароход "Марина Раскова", на его борту находился 421 человек, среди которых экипаж, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне, военнослужащие. В 60 милях от острова Белый конвой БД-5 обнаружила и атаковала немецкая субмарина. По имеющимся данным, погибли 376 человек, судьба еще 66 человек неизвестна. Ледокольный пароход "Александр Сибиряков" погиб 25 августа 1942 года, направляясь с Диксона на Северную Землю, в неравном бою с немецким тяжёлым крейсером "Адмирал Шеер". На пароходе погибло около 80 членов экипажа и пассажиров.