МОСКВА, 11 авг — РИА Новости. Брак, заключенный в законном порядке, но не освященный венчанием, c точки зрения Русской православной церкви не будет считаться греховным сожительством, супругов нельзя отлучать от таинств в православных храмах, говорится в проекте документа "О церковном браке", размещенном для обсуждения на сайте Московского патриархата.
Это первый в современной церковной практике исчерпывающий перечень указаний к заключению и прекращению брака. Проект документа подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам церковного права и направлен во все епархии РПЦ для получения отзывов. Комментарии к тексту собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 октября.
"В отношении православных христиан, супружество которых, заключенное ими ранее в законном порядке, не освящено церковным таинством брака, приходским священникам следует руководствоваться определением Священного Синода (…) о недопустимости практики лишения причастия лиц, живущих в невенчанном браке, и отождествления такового брака с блудом", — говорится в проекте документа. В то же время в церкви отмечают, что необходимо "иметь особое попечение о таких людях", разъясняя им "необходимость благодатной помощи, испрашиваемой в таинстве брака", а также то, что "для православных христиан практика жизни в гражданском браке без венчания неприемлема".
Единственной целью христианского брака, как отмечают в Православной церкви, является совместное достижение супругами единства со Христом. Поэтому в документе особо подчеркивается, что "к участию в таинстве брака не могут быть допущены люди, не принадлежащие к христианству, а также желающие принять его по суеверным причинам".
СНИСХОЖДЕНИЕ К НЕХРИСТИАНАМ
Различие вероисповеданий жениха и невесты делает "канонически невозможным освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами", говорится в документе. В то же время к лицам, состоящим в браке с нехристианами, церковь может "проявлять пастырское снисхождение", "заботясь о том, чтобы они сохраняли связь с православной общиной и могли воспитывать в православии своих детей".
В проекте документа отмечается возможность "совершения браков православных христиан с католиками, членами древних восточных церквей (Армянской апостольской и Эфиопской православных церквей, а также коптских и сиро-яковитских общин — ред.) и протестантами", при условии "благословения брака в православной Церкви и воспитания детей в православной вере".
В соответствии с подготовленной концепцией, допускается возможность расторжения церковного брака "в результате отпадения одного из супругов от православия", "прелюбодеяния одного из супругов", "злонамеренного оставления одного супруга другим", в случае "заболевания одного из супругов проказой, сифилисом, СПИДом, хроническим алкоголизмом или наркоманией". Наличие решения светских органов власти о расторжении брака, отмечают авторы документа, "не отменяет" для церковной власти необходимости "самостоятельного суждения и собственного решения по разуму Священного Писания,… по церковным канонам и по долгу пастырского попечения".
СБАЛАНСИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
По оценке главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, проект документа "О церковном браке", который выносится на общецерковное обсуждение, получился "серьезно проработанным, сбалансированным, учитывающим разные точки зрения". Как напомнил Чаплин, Межсоборное присутствие в последнее время особое внимание уделяет темам, связанным с совершением церковных таинств. Так, недавно были приняты документы, касающиеся совершения Евхаристии (причащения — ред.) и крещения, теперь же обсуждение будет касаться таинства брака.
"Иногда практики совершения таинств и участия верующих в таинствах разнятся в церковных общинах, и поэтому очень важно, чтобы существовал единый церковный взгляд на то, как православные христиане в таинствах должны участвовать. Но при этом решения принимаются после самой широкой дискуссии, и вопрос о таинстве брака сейчас на такую дискуссию вынесен", — сказал РИА Новости Чаплин.
По его словам, в таких непростых вопросах, как "признание брака распавшимся, благословение на новый брак, отношение к браку между родственниками, подготовка людей к венчанию", сегодня "имеют место расходящиеся практики". "Иногда нуждаются в актуализации древние церковные нормы, которые к тому же мало кому из мирян известны. Поэтому и нужно сегодня ясно выраженное, всем понятное суждение церкви по упомянутым сложным вопросам", — пояснил представитель РПЦ.