МОСКВА, 11 авг — РИА Новости. Эксперты неоднозначно восприняли предложения сенатора об ограничении водителей в выборе мощности двигателя в зависимости от стажа вождения: одни считают, что рациональные основания у этой идеи есть, другие уверены, что вводить эту норму излишне, поскольку мощность автомобиля никак не влияет на возможность нарушения, кроме того, существует наказание за превышение скорости.
Во вторник сенатор Владимир Полетаев предложил в качестве одной из мер для снижения аварийности на дорогах запретить водителям, чей стаж не превышает трех лет, управлять автомобилем мощностью более 100 лошадиных сил, он также предложил ввести градацию водительских прав от "новичка" до "профессионала".
Рациональные основания есть
Координатор Общества "Синие ведерки" (ОСВ) Петр Шкуматов считает, что идеи сенатора имеют рациональные основания.
Если человек, который только что получил права, начинает управлять мощным автомобилем, вероятность того, что он что-то не рассчитает, естественно, выше, пояснил он. Вопрос о необходимости градации водительских прав — "новичок", "любитель", "профессионал" — назрел в водительской среде уже давно, считает эксперт.
"Безусловно, такая градация должна быть. Мы сами неоднократно про это сообщали, но немножко в другом контексте. Дело в том, что сейчас наказание за нарушение правил дорожного движения для всех категорий водителей, включая профессиональных, абсолютно одинаково, что не должно быть в принципе. Потому что для водителя-профессионала лишение водительского удостоверения равносильно потере работы, а это двойное наказание, причем очень жестокое", — пояснил Шкуматов.
Кроме разделения водительских прав, необходимо создание и отдельных систем наказаний за правонарушения для каждой из этих категорий водителей, уверен он. Имеет смысл развить идею сенатора в этом направлении, считает автоэксперт. По его словам, это позволит разрешить довольно много спорных ситуаций.
Если и ограничивать, то исходя из конкретных нарушений
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, напротив, считает, что никакой связи между предлагаемыми мерами и снижением аварийности на дорогах нет.
Отнесение к категории "новичок" или "профессионал" будет определяться по времени получения водительского удостоверения, но человек может, получив права 50 лет, при этом ни разу не сесть за руль, отметил эксперт. Кроме того, есть вполне адекватные водители, которые великолепно сдали экзамены, ГАИ, приняв экзамены, подтвердило, что они способны управлять транспортным средством, добавил он.
"Зачем же их ограничивать? Нужно ограничивать водителей, возможно, по количеству совершенных ими ДТП в течение какого-то времени — по их вине, естественно, — по количеству совершенных ими нарушений, то есть по реальным, конкретным делам, а не просто потому, что у него в кармане удостоверение лежит менее трех лет или более трех лет. Я не вижу в этом абсолютно никакой связи", — сказал Травин.
Что же касается ограничения по мощности двигателя для водителей с небольшим стажем, то наказание за превышение скорости уже существует, не имеет смысла вводить подобную норму, уверен он.
"У нас есть знаки ограничения скорости. Понятно, что на автомобиле с большой мощностью двигателя можно развить большую скорость. Ну так у нас уже есть за это наказание, неважно, какая там машина, с каким двигателем <…> Сама мощность двигателя никак не влияет на потребность или на возможность нарушения ПДД", — подчеркнул эксперт.