Москва, 7 авг – РИА Новости. Алексей Михеев. Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, примет участие во II всемирной встрече старообрядцев "Путь Аввакума", приуроченной к празднованию 250-летнего юбилея прибытия староверов в Забайкалье. Мероприятие пройдет в столице Бурятии Улан-Удэ с 7 по 10 августа, рассказал в интервью РИА Новости секретарь главы РПСЦ протодиакон Виктор Савельев.
"Сейчас можно говорить о переселении старообрядцев в Россию!, — отметил представитель РПСЦ. "Люди приезжают из Украины и Молдавии, есть даже приезжие из Австралии и Америки; они остаются в России, получают гражданство", — сказал протодиакон.
Старообрядцы на Украине и в Крыму
По словам секретаря главы РПСЦ, из-за событий на Украине увеличилось число староверов, желающих перебраться в Россию из этой страны. В то же время воссоединение Крыма с Россией положительно сказалось на жизни старообрядческих общин на полуострове. 9 июля митрополит Корнилий совершил визит в Симферополь, где старообрядцы, много лет собиравшиеся для молитвы в тесной квартире, обрели храмовое здание.
Как сообщил собеседник агентства, староверческие общины существовали в Крыму до революции, сохранился храм в Маме-Русской (с 1948 года это село недалеко от Керчи называется Курортное), который сейчас активно реставрируется; есть планы развития общин в Ялте и Севастополе. "Сейчас мы на начальном этапе возрождения старообрядчества в этих местах", — подчеркнул священнослужитель.
Возвращение "потерянных"
"К сожалению, — отметил он, — есть такой стереотип, что старообрядцы – это замкнутые люди. Во многом он создан благодаря беспоповским общинам (течение старообрядчества, приверженцы которого убеждены в прервавшейся в результате гонений благодати священства и прекращении церковной иерархии – ред.), потому что они, не имея священства, сохраняли веру именно путем закрытого существования. Но наша церковь никогда не отгораживалась от людей, даже во времена преследований!"
Говоря о беспоповцах, секретарь митрополита отметил, что многие из них сейчас присоединяются к РПСЦ, "например, на Урале много таких потерянных старообрядцев, которые не относились ни к какому течению, а молились собираясь по домам". Есть беспоповцы, которые "не отказывались от священства, а просто его утратили, поскольку их некому было окормлять — это так называемые "часовенные". "В гонительные времена было сложно поддерживать с ними связь, а сейчас идет процесс собирания, строятся храмы в общинах, которые недавно присоединились к нашей Церкви", — рассказал священнослужитель.
Старообрядческая церковь открыта обществу
Храмы РПСЦ всегда открыты для всех желающих познакомиться с православием старого обряда, подчеркнул Виктор Савельев. "Мы всегда старались донести истинную православную веру до всех людей", — пояснил он и выразил сожаление в связи с тем, что долгое время общество было "настроено негативно по отношению к старообрядчеству" и "отодвигало его на задний план".
"Мы готовы поделиться теми духовными сокровищами, которые сохранили для нас наши предки и занимаем открытую позицию по отношению к внешнему обществу. Мы стараемся делать доступными те знания, те духовные и нравственные ценности, которых придерживаемся", — сказал секретарь митрополита Корнилия.
"Мы совершенно открыты. Мы организуем концерты духовных песнопений, неся в общество ту культуру Древней Руси, с помощью которой осуществлялось молитвенное обращение к Господу. Это живая традиция, живое звучание, и люди интересуются – на концерты собираются полные залы, как это было недавно в Перми", — сообщил он.
Старообрядческий хор на прошлой неделе выступал в Молдавии и Румынии. По словам протодиакона, также запланирована поездка во Владивосток, где будут открыты посвященные старообрядчеству музейная экспозиция и фотовыставка. "Зачастую именно через интерес к историческому наследию старообрядцев люди приходят к вере", — заметил собеседник агентства.
Секретарь главы РПСЦ подчеркнул, что "сейчас можно говорить о новой странице в истории старообрядчества. Власти повернулись лицом к Церкви, не просто разрешают молиться, но и помогают, восстанавливают старинные храмы, оказывают содействие". Общество уже “не отвергает староверие как ересь", "приходит осознание, в том числе в научных кругах, что старообрядцы были правы в своем рвении", осознание "необходимости сохранения того уклада, тех ценностей, которыми жила святая Русь". "Мы стараемся использовать это благоприятное время для развития Церкви", — заключил священнослужитель.