6 августа (24 июля по старому стилю) Русская православная церковь празднует память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями благоверного князя Владимира, скончавшегося в 1015 году. Родившиеся незадолго до Крещения Руси братья были воспитаны в христианской вере. Старший из братьев Борис еще при жизни отца получил в удел Ростов.
Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи.
Узнав печальную весть о смерти князя Владимира, дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но тот, не желая междоусобной распри, распустил свое войско.
6 августа (24 июля по старом стилю) 1015 года по приказу Святополка князь Борис был жестоко убит во время молитвы в своем шатре на берегу реки Альте. Перед смертью он сказал убийцам: "Братья, приступивши — заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!" Его тело тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После убийства Бориса Святополк послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца — великого князя Владимира, для того, чтобы коварно убить возможного претендента на Киевский престол.
Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило святого, не ожидавшего злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не оказал им сопротивления, лишь кротко просил пощадить его молодую жизнь. По приказу убийц повар Глеба перерезал ему горло. Тело князя было погребено в пустынном месте недалеко от Смоленска.
В 1019 году князь Ярослав, один из братьев Бориса и Глеба, собрал войско и разбил дружину Святополка. Решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, прозванный русским народом Окаянным, бежал в Польшу.
В 1019-1020 годах князь Ярослав разыскал могилу своего брата Глеба, и тело, оказавшееся нетленным, было перенесено в Вышгород Киевский и погребено в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы. Как свидетельствуют древние книги, скоро над могилами святых князей начали являться знамения и чудеса: то видны были огненные столбы и горящие свечи, то слышно было ангельское пение.
Мощи святых братьев Бориса и Глеба были извлечены из земли и положены в специально построенной часовне. В июле 1026 года был освящен построенный князем Ярославом (Ярославом Мудрым) пятиглавый храм в честь святых мучеников. В последующие годы Вышгородский Борисоглебский храм с мощами святых страстотерпцев стал семейным храмом Ярославичей. Символом их единения стало празднование перенесения мощей Бориса и Глеба 15 (2 по старому стилю) мая.
Святые страстотерпцы Борис и Глеб были первыми русскими святыми, канонизованными Русской и Византийской Церквами. Служба им была составлена вскоре после их кончины, составителем ее был святитель Иоанн I, митрополит Киевский (1008-1035). Свидетельством особого почитания на Руси святых мучеников Бориса и Глеба служат многочисленные списки житий, сказаний о мощах, чудесах и похвальных слов в рукописных и печатных книгах ХII-ХIХ веков.
В честь князей-страстотерпцев возводились многие храмы и монастыри в разных концах России.
И хотя с рациональной точки зрения смерть святых братьев кажется почти бессмысленной — они не были даже мучениками за веру в подлинном смысле этого слова, церковь чтит их как страстотерпцев — христианских мучеников, претерпевших страдания, — хотя этот чин святости не известен византийской традиции.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников