МОСКВА, 31 июл — РИА Новости. Невозможность дачи показаний Дмитрием Ковтуном в рамках "публичного расследования" в Британии по делу об убийстве бывшего офицера российских спецслужб Александра Литвиненко связана с тем, что это противоречило бы международным нормам, заявляет МИД России.
Однако британская сторона все же произвела включение сеанса видеоконференцсвязи, а затем обвинила российские органы в том, что они почему-то не решили заранее вопрос об освобождении Ковтуна от обязанности неразглашения данных российского следствия для целей упомянутой видеоконференции.
"Подобное пренебрежение нормами международного права и российского законодательства британское "публичное расследование" демонстрирует не впервые: как стало известно в ходе слушаний, его аппарат с целью наведения справок неоднократно контактировал по средствам связи с потенциальными свидетелями, находящимися в Российской Федерации, не ставя предварительно в известность российские власти. Тем самым было допущено распространение исполнительной юрисдикции иностранного государства на территорию России без ее согласия, нарушение ее суверенитета и основополагающего международного принципа — невмешательства во внутренние дела", — подчеркнул Бикантов.
Российский дипломат напомнил, что в 2014 году судебные власти Великобритании приостановили коронерское расследование обстоятельств смерти Литвиненко, в котором Следственный комитет Российской Федерации имеет статус "заинтересованной стороны". При этом СК России оказывал активное содействие британскому расследованию вплоть до июля 2014 года, когда было объявлено о начале "публичного расследования". В августе 2014 года Следственный комитет был вынужден отказаться от участия в "публичном расследовании".
"Связано это исключительно с тем, что оно, вопреки своему названию, не является транспарентным ни для российской стороны, ни для общественности. Соответственно, имелись серьезные опасения в связи с его возможной политизацией. В итоге наши опасения полностью оправдались. Заседания открытой части "публичного расследования", проходившие с января по март этого года и возобновившиеся на прошлой неделе, изобиловали ссылками на "секретность", всевозможными инсинуациями и откровенной предвзятостью, в частности, по отношению к свидетелям, выступавшим с показаниями, не совпадающими с "генеральной линией" обвинения", — считает Бикантов.
Литвиненко, бежавший в 2000 году в Великобританию, скончался в ноябре 2006 года вскоре после получения британского гражданства. Самочувствие Литвиненко стало ухудшаться после встречи с бывшими коллегами, Андреем Луговым и Дмитрием Ковтуном, и совместного чаепития в лондонском отеле Millennium. После его смерти специалисты британского Агентства по охране здоровья утверждали, что обнаружили в организме Литвиненко значительное количество радиоактивного полония-210.
Основным подозреваемым по делу проходит российский бизнесмен и депутат Луговой. Однако он отрицает выдвинутые в его адрес обвинения, называя их политически мотивированными. Ковтун в свою очередь ранее заявил, что отказывается от дачи показаний по видеосвязи из Москвы, поскольку не имеет права этого делать ввиду обязательств, наложенных на него в рамках российского следствия по уголовному делу об убийстве экс-офицера ФСБ Александра Литвиненко. По его словам, в рамках следствия им дана "подписка о неразглашении данных предварительного расследования".