ООН/МОСКВА, 30 июл — РИА Новости. Члены Совета Безопасности ООН по-разному проголосовали по проекту резолюции о создании трибунала по авиакатастрофе Boeing, но согласны в том, что необходимо полное независимое расследование крушения. Так мотивировали свою позицию и голосовавшие за США и Малайзия, и голосовавшая против Россия, и воздержавшиеся Китай, Ангола и Венесуэла, и подготовившие проект Украина, Нидерланды и Австралия.
Россия в среду применила право вето, заблокировав проект резолюции, представленный от лица группы стран, проводящих расследование авиакатастрофы (Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина) по созданию международного трибунала. За принятие документа проголосовали 11 членов СБ, Китай, Венесуэла и Ангола воздержались. В голосовании участвовали пять постоянных (Россия, США, Британия, Франция, Китай) и десять непостоянных (Ангола, Венесуэла, Иордания, Испания, Литва, Малайзия, Нигерия, Новая Зеландия, Чад и Чили (2015) членов Совета.
Члены Совета
"Сегодняшнее вето не может быть и не станет отрицанием правосудия для семей погибших. Для тех, кто сбил гражданских самолет с 298 людьми на борту, не может быть и не будет безнаказанности", — заявила постпред США при ООН Саманта Пауэр.
Воздержавшиеся при голосовании Ангола и Венесуэла не сомневаются в необходимости расследования и наказания виновных, однако не согласны с формулировками подготовленного Малайзией документа.
Как заявил представитель постпредства Анголы Джао Джимолика, страна "серьезным образом осуждает гибель самолета и гибель всех, кто находился на борту", но отмечает, что расследование еще не завершено. "Учреждение трибунала — преждевременное решение. Наиболее приемлемым вариантом будет подождать результатов расследования", — заявил он.
"Мы убеждены, что резолюция 2166 (принятая после авиакатастрофы) продолжает оставаться применимой правовой основой для международного сотрудничества в интересах полного и независимого расследования", — заявил Джимолика.
Постпред Китая Лю Цзеи заявил, что проект резолюции о создании трибунала не поможет в установлении виновных.
"Сейчас фокус должен быть сосредоточен на том, чтобы установить правду о происшествии и добиться справедливости для жертв. Китай понимает чувства спонсоров (авторов) проекта резолюции и родственников погибших при крушении MH17, а также их настойчивое желание наказать виновных. Китай участвовал в консультациях по проекту резолюции и все время призывал членов Совета сохранять единство", — заявил он.
"При данных обстоятельствах, когда некоторые члены Совета имеют обеспокоенность по поводу проекта резолюции, вынесение его на голосование только приведет к расколу между членами Совета, это не поможет ни облегчить печаль родственников погибших при крушении MH17, ни установить факты и привести виновников к ответственности. Основываясь на этом, Китай воздержался от голосования", — добавил постпред Китая при ООН.
Он также заявил, что в отношении катастрофы остается немало неотвеченных вопросов, в том числе к Киеву — например, зачем гражданские самолеты направлялись в зону, где воюют украинские вооруженные силы, "в том числе с использованием авиации" и почему Украина еще не предоставила записи переговоров военных авиадиспетчеров. Чуркин выразил надежду, что правосудие наступит "и в отношении тех, кто сбивал самолет, и тех, кто его направлял в зону военных действий".
Вне Совета: авторы проекта и российские политики
Глава МИД Нидерландов Берт Кендерс на заседании заявил, что Совет безопасности страны опубликует итоги расследования причин крушения в октябре. "Мы, страны, работающие вместе над уголовным расследованием, не остановимся в стремлении обеспечить, чтобы ответственные за этот акт насилия были привлечены к правосудию", — сказал он.
Министр иностранных дел Австралии Джули Бишоп заявила, что предложенный проект резолюции "приводил в действие требование привлечь к ответственности, поддержанное в резолюции 2166", и добавил, что "создание механизма преследования до завершения уголовного расследования соответствует практике Совета".
В российском парламенте заявили, что создание трибунала не продвинуло бы расследование дела по существу.
"Создание трибунала ни на шаг не продвинет расследование существа дела. Мы имеем дело… со стремлением переломить мировое общественное мнение, которое начинает склоняться к сотрудничеству с Россией", — сказал журналистам первый замглавы фракции "Единая Россия", член оборонного комитета Госдумы Франц Клинцевич. По его мнению, эта резолюция "вообще не должна была рассматриваться Совбезом ООН даже по формальным основаниям", поскольку "в соответствующих документах досконально прописаны все его прерогативы, и случай с "Боингом" в них никак не вписывается".
Представленный проект резолюции называет крушение пассажирского лайнера угрозой международному миру и безопасности и предписывает создание международного трибунала для привлечения виновных к ответственности по главе VII Устава ООН. Россия не поддержала это предложение, поскольку эта авиакатастрофа стала результатом уголовного преступления, которое нельзя расценивать как угрозу международному миру и безопасности, и ранее СБ ООН никогда не создавал трибуналов по подобным ситуациям. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, сама идея его создания призвана обеспечить виновность тех, кого ответственными считает Вашингтон.