Рейтинг@Mail.ru
Увидеть Дамаск и не умереть - РИА Новости, 28.07.2015
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Увидеть Дамаск и не умереть

Читать ria.ru в
Дзен
Единственный относительно безопасный путь попасть в Сирию ведет через Ливан. Этим путем и отправились в прифронтовой Дамаск, некоторые пригороды которого контролируются боевиками, корреспонденты РИА Новости.

БЕЙРУТ/ДАМАСК, 28 июл — РИА Новости. Мохамад Алаеддин, Александр Реутов. У боевиков, желающих присоединиться к единомышленникам из группировки "Исламское государство" и прочих экстремистских образований, есть несколько вариантов, чтобы попасть в Сирию, — через Турцию, Иорданию, Ирак. Законопослушным гражданам выбирать особенно не приходится. Единственный относительно безопасный путь ведет через Ливан. Этим путем и отправились в прифронтовой Дамаск, некоторые пригороды которого контролируются боевиками, корреспонденты РИА Новости.

Три часа до войны

Международный аэропорт Дамаска, в принципе, продолжает принимать самолеты. Большинство иностранных авиакомпаний, в том числе российский "Аэрофлот", еще несколько лет назад заморозили рейсы в воздушные ворота сирийской столицы по соображениям безопасности. На вооружении боевиков имеются средства ПВО, позволяющие сбивать самолеты любых типов. Кроме того, дорога от аэропорта до столицы остается довольно опасным местом. Сирийская армия никак не может очистить маршрут от экстремистов, которые если и не полностью его контролируют, то периодически обстреливают проезжающий транспорт, а иногда захватывают его вместе с пассажирами. В результате любая поездка от аэропорта до Дамаска превращается в игру со смертью.

Более безопасный путь — через Бейрут. Столицу Ливана отделяет от Дамаска менее 140 км, большая часть пути проходит по ливанской территории, через долину Бекаа. Это, конечно, далеко не самое безопасное место в мире, но проезжающие автомобили, по крайней мере, не обстреливают.

Формальности на границе занимают менее получаса. "Раньше было хуже", — рассказал один из офицеров ливанской пограничной службы. По его словам, большое число беженцев из Сирии ежедневно переполняло пограничные переходы, стараясь убежать от войны в куда более спокойный Ливан. В результате страна с населением 4,2 миллиона стала прибежищем для более чем миллиона сирийцев — практически неподъемная ноша для небольшого государства. В последнее время правила въезда в Ливан были резко ужесточены, на границе стало не так многолюдно.

Четырехполосное шоссе от границы до Дамаска поддерживается в хорошем состоянии. Армия контролирует его практически по всей длине, опираясь на многочисленные блокпосты. Впрочем, это не гарантирует стопроцентной безопасности. Периодически боевики и обычные бандиты, пользующиеся смутным временем, спускаются с гор и ловят одинокие автомобили, блокируя дорогу грузовиками или джипами. Если повезет, можно расстаться лишь со всеми ценными вещами. Хуже, если товар увидят в вас самих. Голова иностранца здесь ценится высоко.

Лучшей гарантией того, что эту голову не отделят от шеи, стала бы охрана. Когда ее нет, одинокие машины от границы несутся на бешеной скорости, притормаживая на блокпостах, чтобы не стать жертвой сирийских военнослужащих, у которых, как и у ливанских коллег, есть официальное разрешение открывать огонь на поражение в случае отказа автомобилиста остановиться. Обмен приветственными взмахами рук — и снова бешеная гонка. За превышение скорости вас здесь не оштрафуют. Благодаря этому весь путь до столицы Сирии длится около 30 волнительных минут. Всего путь Бейрут — Дамаск можно проделать часа за три.

Городские будни

Дамаск, конечно, изменился за последние пять лет, что длится конфликт. В городе стало гораздо больше людей в форме и с оружием. Впрочем, население столицы, где до войны проживало менее 2 миллионов человек, по некоторым данным, удвоилось за последние годы за счет беженцев. Многочисленные армейские и полицейские блокпосты разделяют городские кварталы, а иногда и отдельные улицы. Проверки на дорогах увеличивают и без того большие автомобильные пробки, хотя, как правило, осмотр ограничивается просьбой открыть багажник. На блокпостах предусмотрена отдельная полоса для транспорта со спецпропусками, которые выдают силовые министерства. Хотя, как показала практика, при везении таким пропуском может стать обычный российский загранпаспорт.

О войне в Дамаске напоминают регулярные перебои с электричеством. Сейчас в Сирии производится всего около 20% от довоенного объема электроэнергии. Экономить власти стараются на всем, начиная от подсветки зданий и заканчивая кондиционерами, которые не включают, даже когда жара стоит под 40 градусов по Цельсию. "У нас в здании есть общая система кондиционирования, но она требует много энергии. Поэтому со складов вытащили старые приборы", — глава канцелярии премьера Сирии Атыйа аль-Хинди показывает на древнего вида потрепанный вентилятор, который стоит в его кабинете.

Иногда со стороны боевиков прилетает снаряд или ракета. Как правило, метят они в правительственные здания или военные объекты. Однако плотная застройка и плохой прицел нападающих ставят под угрозу всех, кто проживает поблизости от потенциальных целей. Еще весной обстрелы были ежедневными, но сейчас ситуация стала более спокойной. Иной раз взрывы не слышны несколько дней.

Пользуясь относительным затишьем, Дамаск и его жители старательно делают вид, что нет никакой войны. На старинном городском базаре кипит жизнь, торговцы расхваливают свой товар, навьюченные покупками люди снуют между рядов. Рестораны полны людей, которые приходят отдыхать целыми семьями, с детьми. Вот только туристов среди них нет.

Продавцы в ювелирных и прочих лавках откровенно скучают без клиентов и охотно идут на большие скидки при виде редкого покупателя. Основным их заработком, судя по всему, стал обмен валюты. Торговцы охотно меняют доллары и евро на местные лиры, давая более выгодный, чем государственный, курс.

Бдительность — наше оружие

Нельзя забывать, что бдительность терять не стоит. Боевики группировок "Джейш аль-Фатх", "Джейш аль-Ислам" и "Ахрар аш-Шам" стоят в пригородах сирийской столицы — Джобаре и Думе. "Исламское государство" обосновалось в части палестинского лагеря "Ярмук" в 5-6 километрах от Дамаска и нескольких деревнях рядом с лагерем. Бывает так, что от ресторанчика в старом городе, где остановился поужинать, всего 1,5-2 километра до блокпоста боевиков.

Однако несмотря на это, в целом режим безопасности внушает уважение лишь у канцелярии премьер-министра. Бетонные блоки, которые не снесет и грузовик, преграждают путь к проходным. К подъехавшему автомобилю быстро устремляются военные и люди в штатском. Только после долгих консультаций с руководством автомобиль пропускают в правительственный квартал. После этого нужно пешком миновать еще два кордона охраны. Остальные правительственные здания охраняются куда проще. По крайней мере, на первый взгляд.

Местные жители, конечно, верят в сирийскую армию. Но сами также готовы за себя постоять. Поговаривают, что автомат Калашникова китайского производства можно купить на черном рынке долларов за 500. Советский — дороже. Патроны — по доллару за штуку. Судя по ценам, спрос есть.

Так что, как советуют знающие люди, при поездке в одиночку на местном такси жизненно важно обладать хотя бы минимальными знаниями о расположении городских районов, так как существует опасность, что увезут тебя не туда, куда следует. "Зарабатывают они немного. Поэтому соблазн велик. Тем более что делается все элементарно — пару раз свернул не в тот переулок и уже через десять минут оказался в районе, контролируемом боевиками. Получил награду и домой", — поясняет местный коллега, внимательно отслеживая, тем ли маршрутом двигается наш водитель. "Руси?" — спрашивает прислушавшийся к разговору на русском языке таксист и, получив утвердительный ответ, разливается в тираде во славу России, ее руководства и простых россиян, которые поддерживают сирийцев как политически, так и экономически. "Этот довезет по адресу", — успокоился мой попутчик.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала