Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Во вторник на Гавайях (США) министры торговли 12 тихоокеанских стран начнут согласовывать версию соглашения о Транстихоокеанском торговом партнерстве (ТТП). Не финальную, а в очередной раз промежуточную версию. Но это соглашение, что может установить в мире (или части его) американское господство, да что там — всевластие, таких тотальных масштабов, что даже и промежуточные встречи на пути к этому стоят внимания.
ТТП — это когда у правительств не будет почти никакой власти над вещами, которые даже и торговлей уже не назовешь. Более того, так произойдет не только в Тихоокеанском регионе, а везде, где будут (если будут) работать стандартные американские правила. Одно кольцо, чтобы подчинить их всех.
Услуги превыше всего
Сначала факты: на Гавайях в последние дни заседали эксперты, которые во вторник передают эстафету министрам торговли 12 стран — предполагаемых участников ТТП. Это США, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Мексика, Чили, Перу, Бруней, Вьетнам, Сингапур и Малайзия. Их задача — сузить круг противоречий по части того, на каких правилах будет работать ТТП. Переговоры идут давно, считается, что речь о самой важной из всех международных инициатив нынешнего президента США Барака Обамы.
Есть основания для спешки: неизвестно, будет ли поддерживать идею следующий президент, как отнесется к ней Конгресс США (ТТП не нравится там множеству демократов). В общем, Вашингтон спешит закончить с соглашением до 2016 года.
Получится ли? Последние сообщения с Гавайев говорят, что противоречия на данный момент сосредоточились вокруг четырех ключевых пунктов. А именно: если ТТП реализуется, то резко вырастут цены на лекарства, ужесточатся законы об авторских правах и интеллектуальном продукте, иностранные инвесторы и корпорации получат право игнорировать и оспаривать решения национальных правительств, и ужесточится контроль за интернетом.
Уже из этого списка видно, что такое ТТП. Оно называется торговым партнерством, но речь идет прежде всего о торговле в одной ключевой сфере — услуг. Потому что, по данным Всемирного банка, соответственно 80% и 75% экономик США и ЕС — это услуги. В то время как демонстративно не включаемые в ТТП страны БРИКС — это 56% мирового производства товаров, а не услуг. Так что понятно, почему в рамках ТТП на самом деле обсуждают почти только "соглашение об услугах", известное по сокращению TISA.
То есть речь идет о жестком противостоянии двух мировых экономических систем, "производящей" и "обслуживающей". Причем никто это и не скрывает, отсюда и соответствующее отношение к БРИКС и еще многим государствам — их партнерам. Вдобавок, если внимательно приглядеться к списку кандидатов в ТТП, вы увидите там страны, которые Америке очень хочется вырвать из рядов экономических партнеров Китая.
Что это означает? Что не только Азию, а весь мир хотят поделить на два блока, как в дни холодной войны. И теперь лучше понимаешь многое из происходящего в мире, включая украинскую трагедию. Украина — не только европейская история, а часть вот этого замысла: вернуться к двум блокам и повести между ними борьбу.
Заметим, что стратегия Китая и его партнеров пока что была противоположной: оставить в неприкосновенности нынешнюю систему мировой экономики и политики, мягко вписавшись туда и повысив в ее рамках свои возможности (право голоса, долю в капитале банков и т.д.), раз уж так вырос их экономический вес. То есть — никакой конфронтации. Но, как видим, Америке такой ход событий неприятен.
Правительства отменяются
Утечки WikiLeaks с переговоров по ТТП, конечно, были грандиозной историей. Дело в том, что переговоры были (и остаются) секретными. И если бы не утечки, то до последнего момента мало кто знал бы, зачем секреты и что на самом деле происходит. А теперь знают и понимают, что избирателю все происходящее может здорово не понравиться.
Что такое медицинское лобби США (вообще-то оно уже давно транснациональное), какие у него замыслы и планы — долгий разговор. Но в любом случае это бизнес на многие сотни миллиардов, и поэтому при ТТП национальные минздравы можно будет закрывать. Особенно с учетом упомянутого выше правила, когда это и прочие лобби получат право по сути отменять любые решения любого правительства. Основываясь — опять же смотри выше — на ужесточившихся правилах защиты интеллектуальной собственности.
Кроме медицины, "услуги" включают, допустим, авиаперевозки. И финансы — да, да, правила ТТП подразумевают тотальную "прозрачность". И еще много чего.
Давайте посмотрим, что будет, если удастся создать ТТП, сомкнув ее точно с такими же зонами экономической "свободы" в Европе и на севере Америк. Понятно, что не будет никакого АТЭС (там слишком силен Китай), никакого Евросоюза, Всемирной торговой организации, множества других вырабатывающих правила систем. То есть они, может, и будут, но значение их сведется к минимуму.
Не будет, как уже сказано, и правительств — их власть сведется к тому, что мы видим в Греции. Когда ясно, что из еврообъятий надо бежать, а сделать ничего нельзя, правительство просто бессильно.
Не будем строить иллюзий по поводу демократии и ее возможностей, но все-таки хотя бы предполагается, что есть воля народа, референдумы, парламенты, выборы и прочее. А если вступят в силу эти правила, то какая там воля народа. Даже жаловаться будет некому: звонить преемнику Барака Обамы? А этот человек тоже ничего не сможет сделать. Он\она ведь правил не отменяет. А кто отменяет — корпорации? Их попробуй уговори.
Понятно, что у ТТП есть, или должны быть, и преимущества — было бы странно, если бы это "кольцо всевластия" навязывали стольким странам одной лишь голой силой. Поэтому сейчас наиболее интересно будет посмотреть, какие невыносимые статьи будущего соглашения на Гаваяйх подправят, какие вообще устранят. Но надеяться, что вся эта затея будет похоронена целиком, было бы слишком оптимистично.